Республика Корея. Хозяйство. Сфера услуг
Сфе́ра услу́г Респу́блики Коре́я. Сфера услуг – крупнейший и самый быстрорастущий сектор экономики страны. По данным Всемирного банка, на него приходится 56,8 % валового внутреннего продукта (ВВП) и в нём занято 70,2 % экономически активного населения (2020). Добавленная стоимость сферы услуг с 1960 по 2019 гг. в среднем за период составила 46,6 % ВВП, минимум был в 1964 г. и составил 29,9 %, а максимум – в 2019 г., 57,1 %.
В 2019 г. количество предприятий, объём продаж и число работников выросли на 1,9 %, 2,8 % и 2,2 % соответственно по сравнению с 2018 г. и на 2,4 %, 3,6 % и 7,2 % соответственно в сравнении с 2009 г. и составили 2,977 млн предприятий, 2188 трлн вон и 12,53 млн сотрудников.
Торговля
Из всех отраслей сферы услуг по количеству предприятий лидирует торговля (34,5 % от всех предприятий третичного сектора) – 1,027 млн (2019; 1,025 в 2018). В торговле занято наибольшее число сотрудников – 26,2 % от всех занятых в сфере услуг – 3,285 млн человек (2019; 3,248 млн в 2018). Годовые продажи в отрасли оптовой и розничной торговли составили 58,8 % от всех продаж в сфере услуг (1286 трлн вон в 2019; 1280 в 2018).
Особенно активно развивается онлайн-шопинг. Сумма транзакций составляет 159,4 трлн вон (2020; 135,3 трлн вон в 2019), из них 68 % приходятся на мобильный шопинг (2020; 65 % в 2019). Доля продуктов питания в онлайн-шопинге в связи с пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19) в 2020 г. по сравнению с 2019 г. выросла с 13 % до 16 %, товаров для дома – с 12 % до 14 %. При этом доля сервисов в онлайн-покупках сократилась с 25 % до 20 %, а доля товаров индустрии моды (включая косметику и товары для детей) с 31 % до 29 %.
Телекоммуникации
Ведущими компаниями в сфере телекоммуникаций в Республике Корея являются KT Corporation (1981, штаб-квартира в Соннаме; доход 23,9 трлн вон в 2020), SK Telecom (1984, штаб-квартира в Сеуле, доход 18,6 трлн вон в 2020), LG U+ (1996, штаб-квартира в Сеуле, принадлежит LG Corporation, доход 13,4 трлн вон в 2020). Данные корпорации предлагают весь спектр услуг в отрасли: мобильная и проводная телефонная связь, интернет. KT Corporation является лидером в последних двух областях, при этом имея почти полную монополию в проводной телефонной связи – 80,8 % рынка (2020) и более 41 % (2020) рынка высокоскоростного интернета.
SK Telecom доминирует в сфере предоставления мобильной связи, обслуживая чуть больше 45 % абонентов в стране (2020). Оперативно внедрив технологию 5G, компания заняла бо́льшую часть рынка. По данным на апрель 2021 г., в Республике Корея насчитывалось более 15 млн пользователей технологии 5G, более 7 млн из которых обслуживаются SK Telecom.
Банковское дело и финансы
Банковский сектор в Республике Корея состоит из 6 национальных банков, 6 региональных, 3 цифровых, 5 специализированных банков, аффилированных с государством, и 35 филиалов иностранных банков (май 2022). Крупнейшими коммерческими банками по объёму общих активов (2020) являются KB Kookmin Bank (422 трлн вон), Shinhan Bank (387 трлн), Hana Bank (396 трлн) и Woori Bank (374 трлн вон). Общие активы корейских банков оцениваются в 2978 трлн вон (2020).
Первые цифровые банки в Республике Корея появились в 2017 г. – K Bank, Kakao Bank. Последний является лидером в данной нише в Республике Корея и занимает 2-е место в Азиатско-Тихоокеанском регионе среди цифровых банков по комплексному индексу, учитывающему цифровую стратегию, производительность, пользователей, бренд, экосистему, большие данные и технологии. Kakao Bank получил 29,2 балла (2020), отставая от лидера WeBank (Китай) на 3,2 пункта. Общие активы Kakao Bank в 2020 г. оценивались в 26,7 трлн вон (22,7 трлн вон в 2019), K Bank – 4,3 трлн вон (2020; 2,6 трлн вон в 2019). Количество пользователей Kakao Bank составляет около 14 млн человек, K Bank – 3 млн (на март 2021).
Традиционные банки, чтобы не проиграть в конкурентной борьбе, также начали внедрять новые технологии. В 2021 г. было зафиксировано 153 млн пользователей мобильного банкинга, что почти в 6 раз больше, чем в 2011 г.
Индустрия развлечений
Интересным феноменом является индустрия развлечений в Республике Корея, которая отражается в т. н. корейской волне («халлю»). Это явление большой популярности корейской современной культуры, включающей в себя фильмы, сериалы и музыку. «Корейская волна» начала обретать популярность в странах Азии в начале 2000-х гг., а затем продолжила завоёвывать и весь мир. Корейское правительство обратило внимание на индустрию развлечений в 1993 г., когда сборы фильма «Парк Юрского периода» оказались эквивалентны стоимости продажи 1,5 млн автомобилей Hyundai. С расчётом на аналогичный успех правительство начало субсидировать экспорт корейских сериалов в Китай, и к 1999 г. в КНР образовалось множество поклонников корейского кинематографа. К 2005 г. стали очевидны плоды данной деятельности, выразившиеся в значительном увеличении туристического потока в страну. «Корейская волна» является не только отличной платформой для продвижения корейской культуры и заработка на продажах фильмов, музыки и концертов, но и стимулом для увеличения спроса на корейские товары, услуги и туризм в стране. Корейские сериалы активно используют скрытую рекламу, а артисты заключают рекламные контракты.
За индустрию развлечений в Республике Корея отвечает несколько подразделений Министерства культуры, туризма и спорта, бюджет которых составляет 5,4 млрд долл. (2023). Целью такого значительного бюджета является ускорение экономического роста страны за счёт т. н. экспорта культуры. Помимо этого, правительство спонсирует 20–30 % инвестиционного фонда (около 1 млрд долл.) для развития и экспорта поп-культуры. Остальную часть фонда составляют средства инвестиционных банков и частных компаний. По состоянию на август 2020 г. Корейская культурно-информационная служба создала 32 корейских культурных центра в 28 странах Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона, Европы и Америки для продвижения «халлю».
По данным Статистического института ЮНЕСКО, в 2017 г. объём мировой торговли культурными товарами составил 17,4 трлн долл. Объём экспорта корейского культурного контента (публикации, музыка, видеоигры, телепередачи, фильмы) вырос с 2,3 млрд долл. в 2008 г. до 9,6 млрд в 2018 г. Значительную долю в экспорте культурного контента занимает игровая индустрия, продажи продукции которой в 2018 г. составили около 14 трлн вон и 6,4 млрд долл. от экспорта.
Корейское правительство при активном участии CJ Group и Korean Air продолжает строительство «Долины K-Культуры» в г. Коян (провинция Кёнгидо) – тематического парка, вдохновлённого «халлю», где размещаются киностудии, корейские рестораны, отели, торговые центры, продающие в том числе сувенирную продукцию корейских знаменитостей, проходят концерты живой музыки. Цель этого тематического парка – собрать в одном месте все интересные составляющие «халлю» для посетителей.
Развивается k-pop-индустрия. K-pop – это жанр популярной южнокорейской музыки. Компанией с самым высоким доходом от продаж k-pop в 2018 г. стала SM Entertainment (1995, штаб-квартира в Сеуле). В 2019 г. глобальный доход от продаж SM Entertainment составил около 658 млрд вон. Доходы от развлекательного сектора, включая записанную или цифровую музыку и продюсирование, составили почти половину её общего дохода, её бизнес-направления расширились до предоставления туристических услуг, производства видеоконтента и рекламы. Один из наиболее известных коллективов k-pop-индустрии – бойз-бенд BTS – приносит стране около 4 трлн вон в год (декабрь 2018).
Киноиндустрия
В 2019 г. общее количество кинозрителей в Республике Корея превысило 226 млн человек [в 2012–2019 превышало отметку в 200 млн; в связи с ограничениями, связанными с пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19), число посетителей кинотеатров существенно сократилось: 59 млн в 2020, 60 млн в 2021; 112 млн в 2022]. В 2019 г. южнокорейские потребители посмотрели в среднем 4,37 фильма на душу населения, что является одним из самых высоких показателей в мире. Отечественные фильмы составили около 51 % всех фильмов, показанных в корейских кинотеатрах. В течение года выпущено в прокат 502 корейских фильма и импортировано 1238 фильмов. В целях защиты отечественной киноиндустрии корейское правительство поддерживает квоту на экраны – на каждом из экранов страны должны показываться корейские фильмы в течение 73 дней в году. Доля сборов корейских фильмов составила 51,4 %, американских – 46,5 % (2019). Благодаря усилению конкуренции между поставщиками телевидения по интернет-протоколу (IPTV), предоставляющими телевизионный контент через Интернет, рыночный спрос на интернет-видео по запросу (VOD) в последние годы неуклонно растёт. Спрос на интернет-услуги VOD в 2019 г. оценивался в 425,8 млн долл., что на 4,7 % больше, чем в 2017 г.
Туризм
Туризм был одним из самых быстрорастущих секторов (14 % в 2019), однако в связи с пандемией и сокращением туристического потока из Китая (в 2017 Пекин запретил китайским туристическим группам посещать Республику Корея) данная отрасль замедлила свой рост. В 2020 г. страну посетило всего 2,5 млн человек (2020; 17,5 млн в 2019). Поступления от туризма составили 10,4 млрд долл. (2020; 21,5 млрд в 2019). Всё бо́льшую роль играет медицинский туризм в Республику Корея. В 2018 г. страну посетило около 379 тыс. пациентов (321,6 тыс. в 2017). На привлечение иностранных пациентов Республика Корея тратит 1 млрд долл. в год (2018).
Логистические услуги
По индексу эффективности логистики Всемирного банка Республика Корея в 2018 г. заняла 25-е место (как и в 2007, когда индекс был впервые рассчитан) с показателем 3,612 пункта, отставая от Люксембурга (3,629) и опережая Китай (3,605).
В 2019 г. количество предприятий в отрасли «Транспортировка и хранение» составило 393 тыс., что на 2,3 % больше, чем годом ранее. 94,7 % из них занимались наземной транспортировкой (рост к 2018 на 2,4 %), 0,2 % – водной (рост к 2018 на 1,5 %) и 0,01 % – воздушной (рост к 2018 на 7,3 %), складированием и сопровождающей деятельностью занимается около 5,1 % (сокращение на 0,6 % к 2018).