Республика Бурятия. Хозяйство. Сфера услуг
Сфе́ра услу́г Респу́блики Буря́тия, сектор хозяйства субъекта Российской Федерации, включающий в себя коммерческие и некоммерческие услуги.
В сфере услуг создаётся 66,5 % валового регионального продукта Республики Бурятия, в том числе: государственное управление и безопасность 10,5 %, оптовая и розничная торговля 10,4 %, операции с недвижимым имуществом 10,3 %, транспортировка и хранение 9,5 %, образование 6,8 %, здравоохранение 6,4 %, административная деятельность 5,2 %, деятельность гостиниц и общественного питания 1,9 %, профессиональная, техническая и научная деятельность 1,8 %, информация и связь 1,7 %, прочие отрасли 2,0 % (2021).
Объём платных услуг населению 54,2 млрд руб., на душу населения 55,5 тыс. руб. Структура платных услуг (2022, %): коммунальные 20,9; бытовые 17,7; телекоммуникационные 15,2; транспортные 13,3; медицинские 7,7; образовательные 6,8; гостиниц и специализированных средств размещения 4,8; жилищные 4,4; туристические 2,4; культурные 1,4; юридические 1,2; прочие 4,2.
Оборот розничной торговли 241,8 млрд руб., на душу населения 247,6 тыс. руб. (2022, пищевые продукты 55,5 %, непродовольственные товары 44,5 %). Торговое обслуживание населения осуществляют 6,3 тыс. объектов торговли (2022), в том числе 51 торговый центр, 13 торговых комплексов, 2 розничных рынка; обеспеченность торговыми стационарными площадями – 805,8 м2 на 1 тыс. жителей.
Цифровым телерадиовещанием [программами 1-го мультиплекса (как минимум с одним каналом)] охвачено 97,4 % населения республики. Доступ к сети Интернет предоставляют более 10 операторов связи. Количество активных абонентов фиксированного доступа к сети Интернет 154,0 тыс. (2022; 15,8 % населения), активных абонентов мобильного доступа к сети Интернет 949,1 тыс. (97,4 % населения). Развитие сотовой и интернет-связи в республике сдерживается удалённостью и труднодоступностью некоторых населённых пунктов, а также сложным рельефом местности.
Издательскую деятельность в республике осуществляют «Республиканская типография» (1924), «Бэлиг» (1992), Издательство Бурятского государственного университета имени Д. Банзарова (1997), Издательство Бурятской государственной сельскохозяйственной академии (все – г. Улан-Удэ).
Объём прибыли от рекламной деятельности в Республике Бурятия 1,15 млрд руб. (2018). Крупнейшие рекламные агентства: «Домино» (2006), «СмартРегион» (2015), «Ньюмедиа Групп» (2020), «Байкал Медиа» (2004; все – г. Улан-Удэ).
В Бурятии идёт активное формирование рынка дизайна, действуют дизайн-студии Light, VB Group (2013; все – г. Улан-Удэ).
Разработкой программного обеспечения занимаются компании «Контур+» (2010), AppBaikal (2015), «Диалог Софт» (2007), RB SOFT (2006), «Тензор» (1996; филиал; головной офис в г. Ярославль), «Профис-Софт» (2008), IROGEX (2017; все – г. Улан-Удэ).
Инженерные услуги оказывают компании «Регион» (2013; представительство; головной офис в г. Санкт-Петербург), «Проектсервис» (2013), «Бюро инжиниринговых услуг» (2009), «Сибтехнострой» (1995) (все – г. Улан-Удэ).
Основу финансовой системы составляют республиканское подразделение Банка России и отделения более 30 крупнейших коммерческих банков страны: Сбербанка, ВТБ, Россельхозбанка, «Открытие», Совкомбанка, Почта Банка, МТС Банка, «Ренессанс Кредит» и др.
Одним из стратегических направлений развития республики является туризм. Основные виды туризма – активный, познавательный, этнографический, сельский. Важнейшие ресурсы развития туризма в Бурятии – богатейший рекреационный потенциал бассейна реки Селенга и озера Байкал, историко-культурное наследие коренных народов: бурят, эвенков и компактно проживающих на территории нескольких районов семейских, культурное пространство и устное творчество которых включены в Список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества.
Характерные черты гостиничного бизнеса в Бурятии – высокая конкуренция на рынке услуг, сочетание малой ёмкости внутреннего рынка и сезонного характера спроса, диспропорции в форматах мест размещения. Действуют 304 гостиницы на 9,0 тыс. мест, численность размещённых 364,1 тыс. человек (2022). Около 40 % средств размещения расположено на прибрежных территориях озера Байкал, где действует особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань» (2021).
В республике действуют 1,15 тыс. предприятий, оказывающих услуги общественного питания, на 62,1 тыс. посадочных мест. Обеспеченность населения услугами общественного питания по республике – 64 посадочных места на 1 тыс. человек, по г. Улан-Удэ – 87 мест на 1 тыс. человек, оборот общественного питания 14,7 млрд руб., на душу населения 15,0 тыс. руб. (2022).
Проблемы эволюции отрасли – диспропорции распространения сети общественного питания в муниципальных районах республики, сочетание малой ёмкости регионального рынка и сезонности туристических потоков; одно из направлений развития – увеличение числа национальных продуктовых брендов, обеспечивающих узнаваемость бурятской кухни.
Для ряда населённых пунктов, расположенных поблизости от государственной границы с Монголией, важную роль играет обслуживание пограничных воинских частей.