Реакция британцев на смерть принцессы Дианы как пример концепции викарной религии
Реакция британцев на смерть принцессы Дианы как пример концепции викарной религии. Реакция жителей Великобритании на смерть Дианы в августе 1997 г. является ярким примером викарной религии (этот пример приводит Г. Дейви, автор данной концепции). В дни, последовавшие за аварией, значительное количество британцев потянулись в церкви как минимум по двум причинам: прежде всего, церкви стали важным, хотя и не единственным, пространством, в котором люди могли совершить свои индивидуальные жесты траура, оплакивания – в этих жестах христианские и не столь христианские символы смешались неразделимым образом как материально (свечи, игральные карты, статуэтки Мадонны), так и теологически (провозглашалась жизнь после смерти, но без какого-либо упоминания о Страшном суде). Более значимым, однако, согласно Дейви, было осознание населением в целом, что многочисленных индивидуальных жестов было недостаточно, чтобы отдать дань этому конкретному человеку, – отсюда возникала потребность в публичном ритуале, в публичном богослужении, которое кто-то мог бы провести как бы от лица всего общества. Только государственная церковь могла дать такую возможность (Davie G. Vicarious religion: a methodological challenge // Everyday religion : observing modern religious lives. Oxford ; New York, 2007. P. 28).