Развитие системы электротранспорта в Ижевске
Развитие системы общественного электротранспорта в Ижевске. В начале 1930-х гг. в быстро растущем Ижевске возникла острая транспортная проблема: рабочим было необходимо вовремя добираться до предприятий. 5 марта 1934 г. Ижевским горсоветом принято решение об организации трамвайного движения, в ноябре того же года подготовлено технико-экономическое обоснование проекта.
Пуск первого трамвая состоялся 18 ноября 1935 г. Единственный однопутный маршрут шёл от Ястребовского переулка в южной части города через центр до Вятской улицы (ныне – улица Кирова), его длина составила 4,9 км. В 1937 г. маршрут был продлён в обе стороны: до парка культуры и отдыха на севере и Казанского вокзала (ныне остановка «Хозяйственная база») на юге. В 1938 г. введены в строй пути по улице Труда (ныне улица Ленина), запущен маршрут № 2. В 1941 г. маршрут № 2 продлён до улицы Промышленной. За 1940 г. трамвай в Ижевске перевёз 14,2 млн пассажиров. Трамвайный парк составил 19 вагонов производства Мытищинского машиностроительного завода. В 1943 г. трамвайному тресту передано здание цеха завода № 622 (ныне Ижевский механический завод), в котором открылось депо.
В 1948 г. построена трамвайная линия по улице Кирова до завода имени Ленина (ныне группа предприятий «Редуктор»). В 1951 г. началось строительство вторых путей на старых однопутных линиях. Были открыты трамвайные линии до Городка Металлургов на севере Ижевска (1957) и до нового железнодорожного вокзала (1958), Воткинского переулка (1964). В 1955 г. в трамвайный парк поступили первые вагоны производства Усть-Катавского вагоностроительного завода, в 1966 г. – чехословацкие вагоны модели Т3. В 1965 г. введено в строй трамвайное депо № 2.
В 1967 г. линия трамвая была протянута на запад Ижевска, до улицы Огнеупорная. В 1968 г. построена линия до микрорайона «Буммаш» на северо-востоке города. В 1982–1983 гг. последовательно сооружена линия скоростного трамвая до улицы Ворошилова. На этом увеличение трамвайной сети в Ижевске прекратилось.
Идея организации троллейбусного движения в Ижевске появилась в 1960-е гг., после строительства новых крупных микрорайонов на окраине города. В 1965 г. создан проект строительства, возведение сети началось в 1966 г. Первый рейс троллейбуса состоялся 6 ноября 1968 г., тогда же был открыт и троллейбусный парк № 1. Первый маршрут пролегал от центра города до остановки «Школьная» на северной окраине Ижевска.
Троллейбусная сеть в городе быстро развивалась, были пущены линии до завода «Ижтяжбуммаш» (1969; ныне завод «Буммаш»), завода «Ижнефтемаш» (1970), по улице Удмуртской (1971), улицам Дзержинского и Ворошилова (1972). К концу 1972 г. протяжённость троллейбусных линий составила около 50 км. В 1973 г. троллейбус Ижевска перевёз 33,5 млн пассажиров, трамвай – 82 млн.
В 1975 г. построены троллейбусные линии по улицам Максима Горького, Кирова, Прудовому переулку (ныне 30 лет Победы), в 1978 г. – от центрального рынка до улицы Воровского, в 1979 г. – по улицам Камбарской, Первомайской и Молодёжной на юго-востоке Ижевска. В 1986 г. в связи с расширением троллейбусного движения открыт троллейбусный парк № 2. В том же году пущена в строй троллейбусная линия от Городка Металлургов до Посёлка Машиностроителей.
По состоянию на начало 2023 г. в Ижевске действуют 11 трамвайных маршрутов, длина сети составляет 75,5 км. Работают 2 трамвайных депо, трамвайный парк состоит из 155 вагонов, из которых 150 пассажирских и 5 служебных. Троллейбусное движение представлено 8 маршрутами, подвижной состав включает 205 действующих троллейбусов.