Развитие автобусостроения Москвы и Московской области
Развитие автобусостроения Москвы и Московской области. Бурный рост промышленности Москвы в годы индустриализации 1927–1941 гг. стимулировал увеличение численности населения города (с 2 млн в 1926 до 4,1 млн человек в 1939). В связи с этим обострилась проблема общественного транспорта, в первую очередь автобусного. В 1924 г. Моссовет начал переговоры о закупке машин из-за границы, однако импорт автобусов не мог в полной мере удовлетворить потребности стремительно развивающегося города. В декабре 1933 г. автобусы стали производиться на Московском автомобильном заводе имени И. В. Сталина (с 1956 имени И. А. Лихачёва, ЗИЛ), однако в 1950-е гг. руководство предприятия решило вынести сборочные цеха за пределы столицы.
В 1958 г. автобусные мощности ЗИЛа перевезены в г. Ликино-Дулёво (Орехово-Зуевский район Московской области). Основой новообразованного Ликинского автобусного завода (ЛиАЗа) стал Ликинский машиностроительный завод (образован в 1930-е гг. как Ликинский опытный завод облагораживания древесины, специализировался на выпуске прессованной древесины и изоляционных плит; в 1945 переориентирован на изготовление электропил, автотранспортных деталей, шпалорезных станков, лебёдок и передвижных электростанций). Первые 2 автобуса модели ЗИЛ-158В вышли из цехов завода в январе 1959 г. В 1960 г. завод выпускал уже в среднем 3 автобуса в день, часть продукции экспортировалась в Аргентину, Афганистан, Ирак, Болгарию и Монголию.
В 1963 г. на предприятии спроектирована первая самостоятельная модель – городской автобус большой вместимости ЛиАЗ-677 (вместимость 108 пассажиров; Правда. 1963. 23 января. С. 4). В 1966 г. новая модель принята государственной комиссией, в 1968 г. запущена в серийное производство (с учётом модификаций выпускалась до 1994). На её базе создано целое семейство автобусов: городские, пригородные, экскурсионные, северные (предназначенные для работы на Крайнем Севере), перронные для перевозки пассажиров в аэропортах. В 1975 г. ежегодный выпуск автобусов составил свыше 10 тыс., в 1987 г. – 20,5 тыс. ед. Всего предприятием выпущено свыше 200 тыс. автобусов этой модели (за 1968–1994).
Завод награждён Большой золотой медалью и дипломом 1-й степени на Международной осенней ярмарке в Лейпциге (1972), орденом Трудового Красного Знамени (1976).
К 1980-м гг. модель ЛиАЗ-677 устарела, в связи с чем предпринимались попытки модернизировать классическую модель (выпуск ЛиАЗ-677М начался в 1977). На фоне поставлявшихся в страну венгерских автобусов марки «Икарус» советская модель значительно проигрывала в комфорте перевозок и удобстве эксплуатации. Разработка новой модели ЛиАЗ-5256 осуществлялась с 1972 г., в 1984 г. к работе по её созданию присоединились представители Венгерской Народной Республики. После многочисленных доработок и напряжённых дискуссий с Министерством автомобильной промышленности СССР в 1986 г. автобус запущен в массовое производство.
В 1990-е гг. предприятие переживало кризис: в 1991 г. завод производил 3 тыс. автобусов в год, к 1996 г. показатель снизился до 8 автобусов в месяц. В 1997 г. предприятие объявлено банкротом. В 2000 г. ЛиАЗ вошёл в состав холдинга «РусПромАвто» вместе с Павловским, Курганским и Голицынским автобусными заводами, а также Канашским автоагрегатным заводом. В 2005 г. указанные предприятия вошли в «Группу ГАЗ».
Голицынский автобусный завод (ГолАЗ) – второе предприятие Московской области, собиравшее автобусы. Он образован в результате договорённости, достигнутой между советским и западногерманским концернами «Автрокон» и Mercedes-Benz AG, в 1989 г. Базой для нового предприятия стал недостроенный завод по выпуску технологического оборудования для птицеводства, расположенный в деревне Малые Вязёмы (Одинцовский район). В 1989–1990 гг. входил в состав ЛиАЗа, самостоятельное предприятие с 1990 г. Было принято решение собирать на ГолАЗе автобусы Mercedes-Benz O303, на которые советская сторона приобрела полную лицензию. В 1995–2002 гг. выпускались туристические модели марки O303-15RHD «Витязь» и O303-15RHS «Лидер». Другим проектом ГолАЗа стала модернизация автобусов ПАЗ-3205 до уровня люксовых (с 1991; установка мягких сидений, замена обшивки салона).
На базе городского автобуса Mercedes-Benz O405G в 1994 г. ГолАЗ выпустил модель АКА-6226 (серийное производство в 1995–2002). Первый опытный образец сочленённого автобуса поставлен Филёвскому автобусно-троллейбусному парку Москвы. Стимулом к развитию предприятия служило то, что в 1996 и 1997 гг. завод выигрывал тендеры Международного банка реконструкции и развития на поставку сочленённых автобусов в Омск, Самару, Череповец и Екатеринбург. Однако финансовое положение завода сильно пошатнулось после дефолта 1998 г., в результате сроки были сорваны, а контракты – расторгнуты.
В 2000-е гг. завод производил городские автобусы марки ГолАЗ-6228 (2006–2008; модифицированный ГолАЗ-6228.10 в 2008–2013 и ГолАЗ-6228.10–11 «Вояж L» в 2013). В 2003–2014 гг. на производственных мощностях ГолАЗа собирался туристический автобус ЛиАЗ-5291 «Круиз», в 2011–2014 гг. – автобус ЛиАЗ-5251 «Вояж». В 2014 г. автобусные мощности ГолАЗа полностью перенесены на ЛиАЗ, на освободившейся производственной площадке развёрнуто производство сельскохозяйственной техники.
В 1990–2000-е гг. автобусное производство действовало на базе Тушинского машиностроительного завода, основанного в 1931 г. и изначально относившегося к авиакосмической отрасли. Созданное в 1992–1994 гг. производство ориентировалось на сборку автобусов марки «Икарус». В 2001 г. представлен проект городского сочленённого автобуса особо большого класса марки «Московит-6222» (выпускался в 2002–2004).
Новым этапом в развитии автобусостроения Москвы и Московской области стало освоение технологии сборки электробусов, реализуемое на базе ЛиАЗа. По состоянию на 2023 г., ЛиАЗ производит и собирает электробусы марки ЛиАЗ-6274, автобусы среднего, большого и особо большого класса ЛиАЗ-4292, ЛиАЗ-5292 и ЛиАЗ-6213. Годовой выпуск составляет 2242 шт. (2020, 3-е место в России).