Пуруша-артха
Пу́руша-а́ртха (пурушартха; санскр. पुरुषार्थ – цель человека), категория индуистского мировоззрения и индийской «практической философии», обобщающая основные задачи человеческого существования. Первые свидетельства о пуруша-артхе восходят к комментарию грамматиста Патанджали на сутры Панини (2 в. до н. э.), где дважды упоминаются дхарма – накопление религиозной заслуги – и артха – приобретения мирской жизни. В законах Ману и других дхармашастрах, а также в «Камасутре» (первые века н. э.) фиксируется система трёх пуруша-артх, в которую включается кама – успех в чувственных удовольствиях. К середине 1-го тыс. добавляется четвёртая пуруша-артха – мокша – освобождение от мира перевоплощений и страданий. Таким образом, кама и артха соотносятся с областью «приятного», дхарма и мокша – со сферой «благого». Примерно с 7 в. пуруша-артхи становятся предметом дискуссий философских систем, в частности между мимансой и адвайта-ведантой, из которых первая усматривала высшую цель человека в познании дхармы, вторая – в познании Брахмана (единства атмана и Брахмана).