Потребительское общество (легальная дефиниция)
Потреби́тельское о́бщество, добровольное объединение граждан и/или юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путём объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов [абзац 3 ст. 1 Закона РФ от 19 июня 1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (Закон № 3085-1)].
Потребительские общества входят в систему организаций потребительской кооперации и функционируют в рамках рыночной экономики независимо от государства как форма взаимопомощи, ориентированная не на прибыль, а на обслуживание потребностей его членов. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность потребительских обществ, за исключением случаев, предусмотренных законами РФ (п. 1 ст. 3 Закона № 3085-1).
Учредителями потребительского общества вправе быть:
граждане, достигшие 16-летнего возраста;
юридические лица.
Число учредителей не должно быть менее 5 граждан и/или 3 юридических лиц (п. 1 ст. 7 Закона № 3085-1).
Решение о создании потребительского общества принимается учредительным собранием, которое утверждает список пайщиков, устав и отчёт о расходовании вступительных взносов.
Учредительное собрание избирает органы управления и органы контроля:
совет потребительского общества, его председателя;
ревизионную комиссию потребительского общества;
иные органы управления, предусмотренные уставом.
Потребительское общество подлежит государственной регистрации и считается созданным с момента такой регистрации. Решение о государственной регистрации потребительского общества принимается Министерством юстиции РФ (п. 2 ст. 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).