Поместная церковь
Поме́стная це́рковь, в православии Церковь, обладающая самостоятельностью во внутреннем управлении, имеющая юрисдикцию на собственной территории, называемой канонической, в пределах одного или нескольких государств.
Вселенская православная церковь состоит из отдельных Поместных церквей, которые, в свою очередь, включают в себя епископии (епархии), а епархии – приходы. Все Поместные церкви исповедуют одно и то же вероучение, которое хранится Вселенской православной церковью изначально. В территориальном размежевании по отношению друг к другу Поместные церкви сообразуются с политико-административным делением, с государственными и административными границами. Понятие «Поместная церковь» употребляется ввиду особенностей канонического строя Церкви, в силу традиционной для православия тесной связи Церкви с христианским государством (принципы их взаимоотношений, названных симфонией властей, были выработаны в Византии и выражены в 6-й новелле императора Юстиниана I).
В древней Церкви до середины 3 в. каждая епископия, т. е. местная Церковь во главе с епископом, преемником апостолов, обладала самостоятельностью. Во 2-й половине 3 в. стала складываться поместная структура: епископы первенствующих городов провинций Римской империи стали председательствовать на епископских соборах своих провинций. В 34-м Апостольском правиле о них сказано: «Епископам всякого народа подобает знать первого в них и признавать его как главу...». Исторический контекст однозначно говорит о том, что под «народом» в каноне подразумевается территория, занятая тем или иным народом, а не национальность (этнос): провинции Римской империи составили земли, населённые племенами, подвергшимися в своё время эллинизации или латинизации. Т. о., в основе административного деления Церкви лежит территориальный, а не национальный принцип. Поэтому православные христиане любой национальности, проживающие на одной территории, окормляются одним епархиальным епископом и входят в одну Поместную церковь [по слову апостола Павла, во Христе «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного…» (Кол. 3:11)]. Со временем первые епископы стали называться митрополитами, потому что на административном языке Римской империи митрополиями (греч. μητρόπολις – город-мать) именовались центры провинций [термин «митрополит» упоминается уже в канонах I Вселенского собора (325)]. Это ознаменовало появление первых Поместных церквей. Позднее процесс укрупнения поместной структуры привёл к образованию Поместных церквей в границах диоцезов во главе с архиепископами; в 5 в. появились патриархаты. В то время (до разделения церквей в 1054) в число Поместных церквей входила и Римская церковь. При сложившейся во 2-й половине 1-го тыс. системе пентархии (5 патриархатов) в то же время существовали Поместные церкви, которые возглавлялись не патриархами, а архиепископами, например Кипрская церковь. Хотя между политическим процессом образования новых государств и, как следствие, изменения государственных границ и образованием или упразднением Поместных церквей нет автоматической связи, тем не менее в истории в результате этих политических процессов одни Поместные церкви, утрачивая самостоятельность, входили в состав других или объединялись с ними, или, наоборот, церкви обретали статус Поместных церквей, выделяясь из существовавших ранее более крупных образований.
Вне канонических границ всех Поместных церквей (например, в современной Западной Европе) территориальный принцип не может строго соблюдаться: разные Поместные церкви имеют параллельную юрисдикцию на одной и той же территории.
Поместные церкви подразделяются на автокефальные и автономные. Автокефальной считается самостоятельная Поместная церковь, не зависящая ни от какой иной Поместной церкви. На начале 21 в. существуют 15 автокефальных Поместных церквей. В порядке диптиха (перечня), принятого в Русской православной церкви, это: 9 патриархатов – Константинопольская православная церковь, Александрийская православная церковь, Антиохийская православная церковь, Иерусалимская православная церковь, Русская православная церковь, Грузинская православная церковь, Сербская православная церковь, Румынская православная церковь, Болгарская православная церковь; три церкви, возглавляемые архиепископами, – Кипрская православная церковь, Элладская православная церковь, Албанская православная церковь; три церкви, возглавляемые митрополитами, – Польская православная церковь, Православная церковь Чешских земель и Словакии, Православная церковь в Америке. В Константинопольской православной церкви и некоторых других Поместных церквях употребляется несколько иной диптих: в нём отсутствует Православная церковь в Америке, автокефальный статус которой Константинопольской церковью и некоторыми другими Поместными церквями не признаётся, Грузинская церковь следует после Болгарской церкви.
Автономные церкви обладают весьма широкой, но не полной самостоятельностью. Главное различие между автокефальными и автономными церквами заключается в том, что первые имеют самостоятельную цепь апостольского преемства: епископы автокефальной Церкви, включая первого среди них, поставляются епископами самой этой Церкви, а поставление первого епископа автономной Церкви санкционируется священноначалием Церкви, предоставившей автономию (церковью-матерью, кириархальной Церковью). Из этого вытекают и другие ограничения самостоятельности автономной Церкви: её статус, устав утверждаются высшей властью кириархальной Церкви; её первый епископ подсуден высшей судебной власти кириархальной Церкви; отношения с другими церквами автономная Церковь осуществляет через посредство кириархальной Церкви (автономные церкви могут участвовать в межцерковных контактах, в том числе и на всеправославном уровне, даже самостоятельно, но при безусловном согласовании своей позиции с кириархальной Церковью). Основанием для провозглашения автономии могут служить разные факторы: чаще всего нахождение Церкви в пределах иного государства, нежели кириархальная Церковь, а также географическая удалённость и этническое своеобразие территории. Исторически провозглашение автономии часто следовало за приобретением государством, на территории которого находится Церковь, политической самостоятельности. Утрата же государственной самостоятельности территории обычно ведёт и к упразднению церковной автономии.
Термин «автономная Церковь» новый, но явление это было известно и в древности, и в Средневековье. В сущности, примером церковной автономии может служить Русская церковь до начала её автокефалии (1448), когда она, территориально, этнически и политически обособленная от кириархальной Церкви (Константинопольская православная церковь), имела лишь ограниченную зависимость от неё, чем решительно отличалась от других митрополий Константинопольской церкви.
На начало 21 в. существуют четыре автономные церкви: Синайская архиепископия в юрисдикции Иерусалимской церкви, Финляндская автономная православная церковь в юрисдикции Константинопольской церкви, Японская автономная православная церковь и Китайская автономная православная церковь в юрисдикции Русской православной церкви.
В католицизме его универсалистский централизм исключает ту степень самостоятельности местных церквей, какая имеет место в православии. Поэтому в католицизме не существует поместных автокефальных церквей. Однако в современной Римско-католической церкви допускается определённая поместная автономия (право митрополитов на канонический надзор за подведомственными епархиями, определённые права провинциальных епископских соборов и конференций, особый статус восточных католических церквей).