Политический миф
Полити́ческий миф, искусственно сконструированная форма мировосприятия, заменяющая проверяемые факты о политике вымыслом, легендами, символическими образами и служащая манипулятивным целям. Феномен описал Г. Тюдор в своей работе «Политический миф» («Political myth») в 1972 г. Исследованию политических мифов посвятили свои работы немецкий философ Э. Кассирер и английский политолог К. Флад.
Сущность и функции политического мифа
Политический миф, в отличие от архаичного мифа, не обращён полностью в прошлое, а создаётся для интерпретации настоящего и будущего политики. Одновременно политическая мифологизация сочетает в себе сознательное и бессознательное, архаические элементы иррационального с попытками рационально-идеологической интерпретации существующих политических процессов. Иррациональная сторона политического мифа видна на примере сохранения значимости политических ритуалов – манифестаций, митингов, шествий, праздников, юбилеев, инаугураций. Эти ритуалы уже не обязательно связаны с верой в сверхъестественное, однако сохраняют связь с публичностью. Рациональная сторона заключается в том, что политический миф доводится до общественности посредством пропагандистских технологий. Именно эта специфическая черта политического мифа делает его устойчивым к процедурам демифологизации политики. Даже если политический миф создаётся полностью искусственно, в его основе лежит определённый архетип, важный для понимания образа власти в той или иной стране.
Политические мифы имеют самые разные функции: интерпретации существующей политической реальности; легитимации или делегитимации политического режима; создания позитивного образа политического будущего; формирования образа врага при отсутствии проверяемой аргументации; преодоления социальной травмы; манипуляции общественным сознанием. Источниками политического мифотворчества могут быть политтехнологи и их заказчики – представители власти и политические элиты, партии, представители политической оппозиции, а также зарубежные и транснациональные интересанты. Инструментами трансляции и воспроизводства политических мифов служат современные медиакоммуникации, в том числе цифровые – например, СМИ.
Типы политических мифов
Выделяются разные типы политических мифов. Персонифицированные политические мифы ориентированы на создание мифологизированного образа правителя, который олицетворяет собой саму политическую власть (миф о Наполеоне как о непобедимом полководце, распространяющем на мир достижения Великой французской революции). В основе таких мифов могут лежать образы героя, которые в переломные для страны периоды служат символическим катализатором коммуникации между населением и властью. Политические мифы о превосходстве (миф модернизации, цивилизаторской миссии) могут подразумевать обоснование неравенства государств, политических партий, политических систем, социальных групп между собой. Также политические мифы могут делиться на религиозные (миф о «Константинове даре») и светские (США как оплот демократии).