Плачек Ханс
Пла́чек Ханс (Hans Platschek) (1923–2000), немецкий живописец и художественный критик еврейского происхождения. В 1939 г. вместе с родными эмигрировал из Германии в Уругвай, где посещал художественное училище в Монтевидео (1939–1943), в 1948 г. провёл свою первую персональную выставку, в 1949–1952 гг. выступил одним из издателей художественного журнала Clima. В 1953 г. вернулся в Европу, в Париже познакомился с М. Эрнстом, Т. Тцара, Х. Арпом, А. Йорном и др. Жил в Мюнхене, в 1963 г. преподавал в Ульмской школе дизайна, в 1964 г. переехал в Лондон, с 1970 г. обосновался в Гамбурге, также жил в Нью-Йорке, Мадриде и др., путешествовал. Ранние работы создавал под влиянием П. Пикассо и П. Клее, затем обратился к информель и ташизму, работами в русле этих течений участвовал в Венецианской биеннале (1958) и в «Документе» в Касселе (1959). С середины 1960-х гг. работал под влиянием английских художников П. Блейка, Р. Гамильтона, Р. Б. Китая, в 1980-х – 1990-х гг. создавал натюрморты, автопортреты, писал обнажённую натуру. Среди публикаций – «Ангел приносит желаемое. Искусство, новое искусство, искусство арт-рынка» (Engel bringt das Gewünschte. Kunst, Neukunst, Kunstmarktkunst. 1978, 2-е изд. 1987), «О глупости в живописи» (Über die Dummheit in der Malerei. 1984, 2-е изд. 1992, 3-е изд. 1998), монография о Х. Миро (1993).
Жена Плачека (в 1967–1976) – писательница Гизела Эльснер.
В 2005 г. в Гамбурге основан фонд Х. Плачека, который ежегодно с 2008 г. в рамках арт-ярмарки art Karlsruhe присуждает премию его имени по искусству и литературе. Она отмечает художников, которые, как сам Плачек, активны в обеих этих сферах.