Пинкевич Альберт Петрович
Пинке́вич Альбе́рт Петро́вич [24.12.1883(5.1.1884), деревня Урунда Уфимского уезда Уфимской губернии, ныне Иглинский район, Республика Башкортостан – 25.12.1937, Москва], российский педагог, один из организаторов системы образования в СССР. Родился в семье польского дворянина, сосланного за участие в восстании 1863–1864 гг. В 1902 г. окончил гимназию и поступил на естественное отделение физико-математического факультета Казанского университета. В 1903 г. вступил в РСДРП, за участие в революционном движении дважды был исключён из университета, но оба раза смог восстановиться в числе студентов. К концу 1900-х гг. отошёл от политической деятельности. В 1909 г. окончил университет. В 1909–1914 гг. работал в учительской семинарии и кадетском корпусе в г. Вольске Саратовской губернии. В 1914–1917 гг. преподавал в Тенишевском училище и на Высших женских курсах Фребелевского общества в Петрограде. В 1917 г. был сотрудником издававшейся М. Горьким газеты «Новая жизнь». К Октябрьской революции поначалу отнёсся негативно, но весной 1918 г. решил сотрудничать с советской властью и возглавил Совет экспертов по народному образованию при Комиссариате просвещения Союза коммун Северной области, занимал эту должность до 1924 г. Участвовал в разработке принятого ВЦИК «Положения о единой трудовой школе РСФСР» (1918). Выступал за сохранение классно-урочной школьной системы, домашних заданий, против отказа от системного изучения отдельных предметов. Автор первых советских учебников по педагогике и методических пособий для преподавателей. В 1918–1920 гг. ректор 3-го Петроградского педагогического института, в 1920–1921 гг. ректор Уральского государственного университета. В 1923 г. вступил в РКП(б). В 1924–1930 гг. ректор и заведующий кафедрой педагогики 2-го Московского государственного университета. В 1926–1931 гг. директор созданного при этом университете Исследовательского института научной педагогики. В 1926–1937 гг. редактор отдела «Педагогика и народное образование» «Большой Советской энциклопедии». В 1931–1936 гг. преподавал в Высшем коммунистическом институте просвещения. В 1935 г. получил учёную степень доктора педагогических наук. В 1936–1937 гг. заведующий кафедрой педагогики Московского государственного педагогического института. Автор свыше 300 научных работ по методологическим проблемам педагогической науки и истории педагогики. Разрабатывал проблемы влияния социальной среды на формирование личности, организации учебного процесса в школе, формирования детского коллектива, трудового воспитания и др. В 1937 г. арестован по обвинению в принадлежности к «троцкистской террористической группе» и расстрелян по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР. В 1956 г. посмертно реабилитирован.