Петерсен Петер
Пéтерсен Пéтер (Peter Petersen) (26.6.1884, Гросенвиэ, ныне земля Шлезвиг-Гольштейн, ФРГ – 21.3.1952, Йена, ГДР), немецкий педагог, создатель «Йена-плана».
Родился в многодетной крестьянской семье, окончил сельскую школу (1896), гимназию в г. Фленсбург (1904). Дальнейшее образование получил в университетах Лейпцига, Киля, Копенгагена и Позена (ныне Познань, Польша). Среди учителей выдающиеся учёные: В. Вундт, К. Лампрехт, К. Эйкен. В 1908 г. на философском факультете Йенского университета защитил магистерскую диссертацию на тему «Идея развития в философии В. Вундта», в 1920 г. на философском факультете Гамбургского университета получил степень доктора философии и педагогики за работу «История аристотелевской философии в протестантской Германии». В 1920–1923 гг. в качестве приват-доцента преподавал философию и педагогику в Гамбургском университете, с 1923 г. работал в Йенском университете. Одновременно проводил широкую экспериментальную работу в школах и детских садах. Весной 1920 г. стал членом совета реальной школы в г. Винтерхуде. В 1920–1921 гг. возглавлял это учебное заведение, реформировал его в «школьное сообщество» под названием «Винтерхуде»; в сообщество входило несколько начальных школ.
Петерсен – сторонник организации единого воспитания и обучения для всех слоёв населения, что было для того времени проявлением социальной смелости и демократизма. Совместно с женой Эльзой Мюллер (Петерсен; 1891–1968) заложил теоретические основы нового направления в организации педагогического процесса, в котором решающее значение отводится активной самостоятельной деятельности детей и их социализации.
В 1927 г. на 4-м Международном конгрессе «Всемирного союза за обновление образования» в г. Локарно (Швейцария) он представил педагогической общественности свою образовательную концепцию, разработанную в духе идей нового воспитания и немецкой «реформаторской педагогики». Именно с этого времени ведёт отсчёт его педагогическая модель школы «Йена-план-шуле», которая вызвала дискуссии во многих европейских странах. В ряде государств стали появляться детские сады и школы, работавшие в соответствии с принципами «Йена-плана». С целью распространения своих идей Петерсен вёл интенсивную практическую и лекторскую деятельность за пределами Германии: в США (1928), Чили (1929), Великобритании (1930), Южно-Африканском Союзе (ныне ЮАР; 1937) и других странах.
С приходом к власти национал-социалистов (1933) оставил работу в Йенском университете. После окончания 2-й мировой войны, в 1945–1948 гг., возглавлял основанный им социально-педагогический факультет Йенского университета. Последние годы жизни провел в Швейцарии, ФРГ и ГДР. Умер после длительной болезни, похоронен в родной деревне Гросенвиэ.
Петерсен отвергал разделение обучения на отдельные учебные предметы, указывая, что окружающий мир представляет собой единое целое. Рассматривал «учебное поле жизни» как «мир ситуаций», которые создают для детей определённые проблемы и естественно побуждают к их изучению. Считал, что забота об обеспечении необходимого минимума знаний («железный состав знаний») должна сочетаться с системной работой, направленной на общее развитие ребёнка и подготовку его к ориентированию в окружающей среде. Обучение считал вторичным процессом, подчинённым главному – воспитательной идее школьной общины.
Наиболее эффективно, по мнению Петерсена, обучение в деятельности, в процессе которой ребёнок изучает особенности различных предметов и явлений окружающего мира, открывает новые аспекты их природы. Главное, чтобы возникающие у ребёнка вопросы перерастали в предположения о возможных путях решения выявленных им противоречий и проблем. Важное значение придавал диалоговым формам и методам обучения, при реализации которых ученик становится равноправным партнёром учителя.
Отвергал классно-урочную систему с жёсткой регламентацией режима дня, строгой дисциплиной и субординацией в отношениях между учениками и учителями, заменив её т. н. воспитательной общиной, в основе которой – тесное взаимодействие учеников, учителей и родителей, уважение к личности ребёнка и признание его свободы и самостоятельности. Вместо классов в школе, работающей в соответствии с «Йена – планом», – четыре разновозрастные группы, т. н. штамм-группы, численностью 30–40 человек, в которых старшие ученики выступают в качестве опекунов, помощников младших. В ежедневном расписании школ предусмотрено занятие «штамм-группа» (Stammgruppe), на котором встречаются дети разных возрастов и в результате общения получают навыки совместной работы. Петерсен выступал против отметок и выпускных аттестатов, которые, по его мнению, создают неправильную мотивацию к учению. В то же время признавал, что ребёнок склонен к оцениванию и должен его требовать, поскольку нуждается в уверенности относительно собственного роста и прогресса. Поэтому в школах, работающих по технологии «Йена-план», все работы детей выставляются на публичное обозрение и оцениваются учениками (взаимно), а также преподавателями и посетителями школы.
С 1920–1930-х гг. идеи Петерсена стали активно внедряться в школах Германии. Его книга «Йена-план-школа» (1927) выдержала около 100 изданий. В различных модификациях «Йена-план» применяется в некоторых школах ФРГ, Голландии, Бельгии, Австрии и др.
Активную работу по изучению, популяризации, развитию и внедрению в практику наследия Петерсена осуществляет Тюрингский институт повышения квалификации педагогических кадров, совершенствования учебных планов и средств массовой информации, в том числе проводит международные конференции.