Движущийся тротуар
Дви́жущийся тротуа́р, пассажирский конвейер, движущаяся бесступенчатая дорожка в виде бесконечной гибкой ленты или пластин (звеньев), прикреплённых к тяговой цепи (без ступеней), перемещающаяся по твёрдому основанию или роликам. Движущийся тротуар – вспомогательный вид пассажирского транспорта, предназначенный главным образом для перемещения пешеходов в аэропортах, метро, крупных магазинах, подземных переходах, на стадионах, в выставочных залах и др., а также сооружаемый на мостах значительной протяжённости. Движущиеся тротуары, как правило, располагаются в горизонтальной плоскости либо с наклоном (до 8°), имеют обычно длину от 6–60 м (на твёрдом основании) до 200 м (на роликах), ширина ленты 0,6–2,6 м. Безопасную посадку и высадку пассажиров без остановки конвейера обеспечивает скорость движения движущегося тротуара 0,5–1 м/с. На одной ленте шириной до 1 м перевозят 10–20 тыс. пассажиров в час.
Впервые движущиеся тротуары демонстрировались на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.; за рубежом получили распространение в начале 1950-х гг. Крупные двухполосные движущиеся тротуары действуют во многих аэропортах; например, один из крупнейших в мире движущийся тротуар находится в парижском аэропорту Орли (одна полоса имеет ширину 1 м, общая длина до 1000 м). На выставке «ЭКСПО-70» в Осаке (Япония) были сооружены движущиеся тротуары длиной 1500 м. В 2005 г. в Милане построен движущийся тротуар к Выставочному комплексу; в Музее египетских пирамид в Гизе строится наклонный движущийся тротуар, предназначенный для обслуживания посетителей при подъёме на верхние этажи. В Москве движущиеся тротуары проложены на мосту «Багратион», в супермаркетах, общественных зданиях. Предполагается строительство движущихся тротуаров на некоторых транспортных узлах, в деловом центре «Москва-Сити» и др. Действуют движущиеся тротуары также в Екатеринбурге, Челябинске, Новосибирске и других городах.