Перуц Лео
Пе́руц Ле́о (нем. Leo Perutz; ивр. ליאו פרוץ; Леопольд Перуц, Leopold Perutz; ליאופולד פֶּרוּץ) (2.11.1882, Прага – 25.8.1957, Бад-Ишль), австрийский писатель.
Родился в состоятельной еврейской семье. Учился в немецкой государственной гимназии в Праге (1894–1899), был исключён за плохое поведение. В 1899–1901 гг. ученик гимназии г. Крумау (ныне Чески-Крумлов, Чехия), однако не был допущен к экзамену на аттестат зрелости из-за плохой успеваемости. В 1901 г. семья переехала в Вену, где Перуц до 1902 г. обучался в классической гимназии, но аттестата не получил. Около 1 года работал в текстильной фирме своего отца. В 1903–1904 гг. проходил одногодичную военную службу, уволен в запас без присвоения офицерского звания (отказался сдавать экзамен). В 1905–1907 гг. на правах вольнослушателя обучался в Венском университете, затем в Техническом институте (изучал математику, экономику, статистику). С 1906 г. публиковался как новеллист и литературный критик в венской прессе. В 1907–1908 гг. работал в страховом обществе Assicurazioni Generali в Триесте, в 1908–1923 гг. жил и работал страховым агентом в Вене.
В основе первого романа, «Третья пуля» («Die dritte Kugel», 1915), лежат исторические события, связанные с завоеванием Мексики испанцами в 16 в. Произведение посвящено проблеме утраты человеком собственного Я и сочетает элементы приключенческой и мистической прозы.
В 1915 г. Перуц был призван в действующую армию Австро-Венгрии; в 1916 г. после тяжёлого ранения откомандирован в Вену, в Управление военной прессы, где служил до конца 1918 г. (среди сослуживцев Перуца – Ф. Верфель, Э. Э. Киш, Р. Музиль, Р. М. Рильке). В 1916 г. вместе с соавтором П. Франком (1885–1976) опубликовал роман «Чудо мангового дерева» («Mangobaumwunder»; экранизация 1921 под названием «Приключение доктора Кирхайзена», режиссёр Р. Бибрах).
Популярность писателю принёс роман «Прыжок в неизвестное» («Zwischen neun und neun», 1918, рус. пер. 1924), события которого разворачиваются, возможно, в затухающем сознании героя, разбившегося после прыжка с большой высоты (сюжетный приём заимствован из новеллы А. Бирса «Случай на мосту через Совиный ручей»). В романе «Маркиз де Болибар» («Der Marques de Bolibar», 1920; экранизирован в 1922, режиссёр Ф. Поргес, в 1928 – под названием «Болибар», режиссёр У. Саммерс) Перуц вновь обратился к истории – к событиям испанского восстания против Наполеона I.
Мировое признание снискал роман «Мастер Страшного суда» («Der Meister des jüngsten Tages», 1923, рус. пер. 1927; экранизирован в 1990, режиссёр М. Кельман) о расследовании загадочного самоубийства известного актёра. Большой популярностью пользовался опубликованный в Berliner Illustrierte Zeitung («Берлинская иллюстрированная газета», тираж около 2 млн. экземпляров) роман «Яблочко, куда катишься…» («Wohin rollst du, Äpfelchen…», 1928, рус. пер. 2017) о странствиях героя по России времён Гражданской войны 1917–1922 гг.
Среди других произведений этого времени: романы «Парикмахер Тюрлюпэн» («Turlupin», 1924, рус. пер. 1925), «Казак и соловей» («Der Kosack und die Nachtigall», 1927, в соавторстве с П. Франком; экранизация 1935, режиссёр Ф. Ютци), «Снег святого Петра» («St. Petri-Schnee», 1933; рус. пер. 1934; экранизирован в 1991, режиссёр П. Патцак), «Шведский всадник» («Der schwedische Reiter», 1936; рус. пер. 1998), драма «Завтра праздничный день» («Morgen ist Feiertag», 1936; экранизирована в 1941 под названием «История одной ночи», режиссёр Л. Заславски).
После аншлюса Перуц эмигрировал в Палестину (1938); в 1940 г. принял палестинское гражданство. Занятия литературой оставил. С 1947 г. совершал частые и долгие путешествия в Европу. С 1949 г. работал в страховом обществе. В 1952 г. получил австрийское гражданство.
В начале 1950-х гг. Перуц вернулся к литературному творчеству. Роман «Ночи под каменным мостом» («Nachts unter der steinernen Brücke», 1953; рус. пер. 1996), задуманный автором в 1924 г., переносит читателя в мистическую Прагу конца 16 в., где живут немцы, чехи и евреи. В последние годы жизни Перуц работал над романом «Иуда "Тайной вечери"» («Der Judas des Leonardo», опубликован в 1959; рус. пер. 2000), посвящённым проблеме нравственного смысла искусства.