Пелешян Артавазд Ашотович
Пелешя́н Артава́зд Ашо́тович (Արտավազդ Աշոտի Փելեշյան) (род. 22.11.1938, Ленинакан, ныне Гюмри, Армения), российский и армянский режиссёр документального кино, сценарист, заслуженный деятель искусств Армянской CCР (1979), заслуженный деятель искусств РФ (1996), народный артист Армении (2004). Автор концепции дистанционного монтажа.
В 1968 г. окончил режиссёрский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (мастерская документального фильма Л. М. Кристи), но диплом защитил в 1969 г. (документальный фильм «Мы», Гран-при Международного фестиваля в Оберхаузене, 1970). Первые короткометражные фильмы «Горный патруль» (1964; 1-й приз за лучший документальный фильм 2-го студенческого фестиваля ВГИКа, в том же году), «Земля людей» (1966; 1-й приз за лучший документальный фильм 4-го вгиковского кинофестиваля, молодёжный приз Центрального телевидения СССР, оба – в том же году) и «Начало» (1967; главный приз 5-го вгиковского кинофестиваля, в том же году; бронзовая медаль ВДНХ СССР, 1968), снятые во время учёбы, были представлены на Берлинском кинофестивале (1990).
С 1969 г. на киностудии «Арменфильм».
К 1970-м гг. Пелешян сформулировал теоретическое обоснование концепции дистанционного монтажа (Пелешян А. 1974), которая привлекла внимание российских кинотеоретиков: «А. Пелешян противопоставляет эйзенштейновскому монтажу как системе "стыковок", то есть смысловых (изобразительных, кадровых) соседств, склеек, принцип разделения (разрезания единого куска ленты и разнесения на сравнительно отдалённую дистанцию). При этом он отмечает, что включённый в различные контексты кадр получает различное значение. Само это наблюдение сродни известному эффекту Кулешова. Однако применение и теоретическое истолкование даются совершенно иные. Получается нечто глубоко отличное от эйзенштейновского монтажа. Там у Эйзенштейна два смысла интегрируются в третий – неразделимый. Здесь у Пелешяна – один смысл (то есть один кадр) оказывается не равен сам себе, расщепляется. <...> Повторение одного и того же кадра (как в форме заметных для зрителя – длинных, так и в мелькающих, почти неощутимых, но отлагающихся в подсознании кратких и сверхкратких врезок) создаёт определённое ожидание, то есть смысловой ритм» (Вайсфельд. 1988. С. 99).
Стиль Пелешяна тяготеет к традициям поэтического кинематографа, в звуковой палитре его работ, как правило, предпочтение отдаётся музыке (классической или современной инструментальной) и шумам, речь звучит редко. Пелешян подчёркивает важность обобщённого, символического значения кадров (например, похороны суть не конкретное событие, а символическое выражение горя, скорби, трагедии человека): «…главным было не фактическое содержание кадра, а его образное звучание» (Пелешян. Ч. 1. 2016. С. 428).
В одном из интервью режиссёр говорил: «Мне дистанционный монтаж открывает тайны движения вселенной. Я чувствую, как все сделано и собрано; я чувствую его ритмичное движение» (MacDonald S. A critical cinema. [Vol.] 3. Berkeley, 1998).
Среди фильмов: «Обитатели« (1970), «Времена года» (1975, представлен на Венецианском кинофестивале в 2011; на Международном кинофестивале в Торонто в 2017; и др.), «Наш век» (1982, Государственная премия Армянской ССР, 1985), «Бог в России» (1984, совместно с Р. С. Цурцумия), «Конец» (1992; Гран-при, Приз Ареопага критики, приз зрительских симпатий Открытого кинофестиваля неигрового кино «Россия» в Екатеринбурге, 1994), «Жизнь» (1993; Гран-при, Приз критики, приз зрительских симпатий Открытого кинофестиваля неигрового кино «Россия» в Екатеринбурге, 1994; представлен на Венецианском кинофестивале в 2011), «Природа» (2019, первый показ в Лиссабоне, в том же году; представлен на Нью-Йоркском кинофестивале, на Международном фестивале документального кино в Амстердаме, оба – 2021).
Режиссёр хроникальных эпизодов фильмов «Звёздная минута» (режиссёр-постановщик Л. А. Кулиджанов, производство завершено в 1972, на экранах с 1975), «Сибириада» (режиссёр А. С. Кончаловский, 1978).
Соавтор сценария фильма «Осенняя пастораль» (вместе с М. М. Вартановым, режиссёр Вартанов, 1971).
В разные годы А. А. Пелешян преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссёров в Москве, в Академии кино Мирослава Ондржичка (Писек), в Высшей национальной школе аудиовизуальных искусств (La Fémis, Париж), в Киноуниверситете Мексики.
Существуют успешные попытки дальнейшего развития метода дистанционного монтажа Пелешяна. Его учеником считает себя американский режиссёр Г. Реджио (Реджио Годфри: «Творить можно лишь субъективно» // Наша Среда online), который реализовал этот метод на материале полнометражных документальных фильмов (трилогия: «Кояанискатси», 1983, «Поваккатси», 1987, «Накойкаци», 2002; и др.)
Первая премия Союза кинематографистов СССР «За теоретические и литературные работы, вошедшие в книгу "Моё кино" и отражающие уникальный творческий опыт развития кинематографической мысли» (1988).
Российская национальная премия в области неигрового кино и телевидения «Лавр» «За вклад в кинолетопись» (2003, Москва).
Приз Амстердамского международного фестиваля документального кино за вклад в мировой кинематограф (2021).
О режиссёре сняты документальные фильмы: «Пелешян. Кино. Жизнь» (режиссёр А. Анаян, 2008), «Кинопоэт: Артавазд Пелешян» (режиссёр А. В. Ордян, 2009), «Молчание Пелешяна» (режиссёр П. Марчелло, Италия, Россия, 2011), «Артавазд Пелешян» (режиссёр С. Степанян, 2012).
В 2020–2021 гг. Фонд современного искусства Картье (Fondation Cartier, Франция) организовал выставку, посвящённую Пелешяну.
Книги Пелешяна переведены на английский, испанский, итальянский, французский языки.