Пекарж Йозеф
Пе́карж Йо́зеф (Йосеф Пекарж, Josef Pekař) (12.4.1870, Мали-Рогозец, близ Турнова – 23.1.1937, Прага), чешский историк, член Чешской академии наук (АН) (1916). Из крестьянской семьи. В 1892 г. окончил Пражский университет, ученик Я. Голла и А. Резека. В 1893 г. получил степень доктора философии. В статьях начала 1890-х гг. выступил на стороне Т. Г. Масарика в дискуссии о подлинности т. н. Краледворской и Зеленогорской рукописей, выдвинул аргументы в пользу их признания поддельными. В 1895 г. подготовил свой первый крупный труд – «Историю вальдштейнского заговора 1630–1634» («Dějiny Valdštejnského spiknutí»), в ней с позиций психологического подхода осветил деятельность А. фон Валленштейна в ходе Тридцатилетней войны 1618–1648 гг. С 1897 г. доцент Пражского университета (с 1901 экстраординарный, с 1905 ординарный профессор), в 1909–1910 гг. декан философского факультета. С 1898 г. редактор журнала Český časopis historický. После Первой мировой войны 1914–1918 гг. активно включился в политические дискуссии. Выступил против концепции «новой Европы» Масарика, высказался за сохранение реформированной на началах парламентаризма Австро-Венгрии, гарантировавшей, с его точки зрения, реализацию чешского государственного исторического права. С 1928 г. председатель 1-й секции Чешской АН, в 1931–1932 гг. ректор Пражского университета.
Пекарж – сторонник консервативной концепции чешской национальной истории. Отказался от утвердившейся в среде чешских историков оценки периода после битвы на Белой горе 1620 г. как «эпохи тьмы». Отрицая прогрессивное значение Гуситского движения (трактовал его как сугубо национально-религиозное и лишённое какой-либо социальной окраски), Пекарж доказывал, что чешское общество в период сословной монархии переживало упадок, что и обусловило, по его мнению, поражение Чешского восстания 1618–1620 гг. («O době husitské», 1900; «Bílá Hora: Její příčiny a následky», 1920; «Žižka a jeho doba», dl 1–4, 1927–1933).
На рубеже 19–20 вв. Пекарж активно включился в дискуссию о смысле чешской истории. В 1912 г. он отверг концепцию Масарика о приоритете религиозных идей в чешской истории, указав на внутреннюю противоречивость этой концепции и неточность интерпретации Масариком взглядов Ф. Палацкого. В понимании Пекаржа основополагающей для чехов была национальная идея («Masarykova česká filosofie», 1912; «O smyslčeských dějin Praha», 1929).
В 2-томной «Книге о замке Коста» («Kniha o Kosti», 1909–1911; 5-е изд., 1998) Пекарж нарисовал панораму жизни феодального поместья. На основе анализа обширного и малоизвестного до того круга источников он продемонстрировал неуклонное ухудшение положения крестьянства в Чехии в 17–18 вв. Работа «Чешские кадастры, 1654–1789» («České katastry, 1654–1789», 1913–1916), по замыслу Пекаржа, была дополнением к «Книге о замке Коста». Пекарж включил в неё списки земельных участков крестьян и другие материалы, отражавшие развитие налогового законодательства и делопроизводства в Чехии, а также политику Габсбургов, направленную на экономическое подчинение чешских земель. В ряде работ по раннему Средневековью подчёркивал сходство государственной и общественной жизни чехов и немцев, отверг теорию о специфически славянском происхождении и характере общины (задруги). Свои взгляды Пекарж популяризировал в пособиях для школьного обучения [«История нашей империи» («Dějiny naší říše», 1914), в 1921 переработанная как «История чехословацкая» («Dějiny československé»)].