Паренталии
Парента́лии (лат. Parentalia, или dies parentales; буквально – родительские дни), поминальное празднество в Древнем Риме в честь умерших родственников. Название происходит от лат. parentes – «родители, предки». Основателем его считался мифический предок римлян – троянский герой Эней.
Проходили девять дней с 13 по 21 февраля. Февраль (последний месяц старинного римского календаря) считался месяцем очистительным и был связан с культом мёртвых (Макробий. Сатурналии. I. 13. 3; 14. 7). Во время Паренталий закрывали храмы, гасили очаги, не возлагали фимиам на алтари, возбранялись браки, магистраты слагали должностное одеяние (тогу-претексту). В первый день Паренталий (13 февраля), как отмечено в календаре Филокала (354), общественные священнодействия предкам осуществляла весталка, что, видимо, давало начало девятидневному празднеству. Последний день (21 февраля) назывался Фера́лии (лат. Feralia – поминальный день). Паренталии (или только Фералии, отмеченные в календарях) являлись как общественным праздником, когда обряды совершали все граждане, так и частным, происходившим в кругу семьи. Поэтому Паренталиями назывались также особые семейные дни поминовения, которые отмечались в день смерти конкретного человека.
Как сообщают античные авторы Овидий, Варрон, Павел Диакон, Макробий, во время Паренталий на могилы приносили с молитвой скромные дары душам умерших предков – венки, зёрна, соль, фиалки, смоченный в вине хлеб (Овидий. Фасты. II. 533–541; Varro. On the Latin Language. VI. 13; Павел Диакон. P. 75L; Макробий. Сатурналии. I. 4. 14). Такие же приношения оставляли в черепках посередине дорог, видимо, рядом с погребениями. Считалось, что умершие выходят на дневную поверхность и питаются этими дарами. Тем самым устанавливалась доброжелательная связь между предками и потомками, нарушение которой грозило бедствиями. К Паренталиям примыкали 22 февраля Кари́стии (лат. Caristia, буквально – праздник благоволения), также посвящённые поминовению усопших и одновременно являвшиеся праздником живых родственников, которые после посещения могил в этот день собирались за праздничным столом ради укрепления семейного согласия (Овидий. Фасты. II. 617–634; Валерий Максим. II. 1. 8). Паренталии представляли полную противоположность другому поминальному празднику, Лемуриям (9, 11, 13 мая), которые служили отвращению возможного зла со стороны вредоносных душ умерших.