Осетинская литература
Осети́нская литерату́ра, литература осетинского народа. Развивается на территории Северной Осетии – Алании и Южной Осетии на осетинском языке, а также на русском и (в малой степени) на грузинском языках.
Первая книга на осетинском языке, напечатанная кириллическим алфавитом, вышла в 1798 г. («Краткий катехизис»). Во 2-й половине 19 в. началось формирование осетинской литературы, испытавшей значительное влияние фольклора. Первые стихотворения на осетинском языке создал в 1865 г. Т. О. Мамсуров. Пессимистическими настроениями проникнуто творчество русскоязычного поэта И. Д. Канукова. Появились первые публицистические произведения в основном на русском (А. А. Гассиев, А. Г. Ардасенов) и грузинском [Г. Ф. Лиахвели (Чочиев)] языках. Крупнейший поэт и публицист конца 19 в., писавший на осетинском и русском языках, – К. Л. Хетагуров.
В 1-е десятилетие 20 в. начали выходить газеты и журналы на осетинском языке; развивалась публицистика и литературная критика; зародилась национальная драматургия (Е. Ц. Бритаев, Ц. С. Гадиев, Р. П. Кочисова, автор популярной комедии «Пройдоха-мужик, или Взбесившийся пристав», 1907) и проза (С. К. Гадиев, А. Б. Коцоев, а также Б. А. Туганов и А. Т. Цаликов, писавшие на русском языке). В поэзии реалистические тенденции (И. Арнигон, С. К. Баграев) сосуществовали с романтической (А. Б. Кубалов) и символистской (А. И. Токаев) лирикой. В 1922 г. Литературное объединение осетинских писателей (основано в 1921) выпустило альманах «Малусаг» (был подвергнут пролеткультовской критике за отход от классовых позиций и вызвал обвинения в национализме). В 1925 г. основана Ассоциация пролетарских писателей Осетии «Зиу» (её деятельность нашла отражение в сборниках 1925 и 1927). С 1927 г. в Южной Осетии выходил художественно-литературный журнал «Фидиуæг» («Фидиуаг»).
В 1934 г. организованы Союзы писателей Северной и Южной Осетии. Актуальные темы того времени – строительство социализма, коллективизация, борьба с пережитками прошлого – подняты в романах К. Фарниона («Шум бури», 1932), Б. Т. Боциева («Разбитая цепь», 1935), Д. Х. Мамсурова («Ахсарбек», 1940), пьесах С. А. Кулаева, А. Болаева, Д. И. Кусова. Признание получили писатель и драматург Ч. Д. Беджызаты, поэты И. В. Джанаев, Х. Д. Плиев. Cобытия Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. нашли отражение в поэзии М. Г. Кочисова, Г. Дз. Плиева, драматургии Г. С. Джимиева, Д. А. Туаева и др.
В послевоенное десятилетие появились крупные эпические произведения на тему истории народов: романы Е. Д. Бекоева («Фатима», книги 1–3, 1947–1959), Д. Х. Мамсурова (роман-трилогия «Поэма о героях», 1948–1967), Р. М. Чочиева («Счастье», 1958), Е. А. Уруймаговой («Навстречу жизни», книги 1, 2, 1951–1956), Д. А. Джиоева («Непобедимая сила», книги 1–4, 1954–1961), Т. А. Епхиева («Вперёд», 1956).
Осетинская литература 1960–1990-х гг. отмечена тематическим и стилистическим многообразием – например, проза Т. У. Бесаева, А. Гучмазты, Т. И. Джатиева, В. Г. Малиева, М. Н. Цагараева, драматургия С. Т. Кайтова, В. Гаглойты, Г. Дз. Плиева, Д. Темираева, Г. Хугаева, поэзия Ш. Ф. Джикаева (сборник «Колчан», 1980), Г. Бестауты, Х. Дзаболова, М. С. Дзасохова, К. Х. Ходова, А. И. Царукаева. На русском языке повести и романы написаны Г. Тедеевым (повесть «Чёрная жемчужина», 1991), В. М. Цаголовым, Х.-М. М. Мугуевым, Р. Х. Тотровым. Нравственная проблематика превалирует в произведениях Н. Г. Джусойты (романы «Кровь предков», 1965; «Двенадцать ран, как одна», 1970; «Слёзы Сырдона», 1979, и др.). Интересом к теме молодого поколения проникнуто творчество Г. Бицоева (повесть «Дети великого Гато», 1974, и др.).
Внимание осетинских писателей конца 20 – начала 21 вв. обращено к проблемам малочисленных народов, их самоидентификации, национальной самобытности, к поиску нравственных истоков и смысла бытия. Заметным явлением стало творчество русскоязычного прозаика А. Г. Черчесова (повесть «Дождь – одинокий прохожий», 1990; романы «Реквием по живущему», 1994; «Венок на могилу ветра», 2000; «Вилла Бель-Летра», 2005; «Дон Иван», 2012). Интенсивно развивается публицистика.