Органолептический анализ
Органолепти́ческий ана́лиз (от орган и греч. ληπτικός – склонный брать или принимать), исследование свойств продуктов и материалов, главным образом пищевых, при помощи органов чувств. Органолептический анализ обычно осуществляется дегустаторами. Широко применяется для оценки качества вин, коньяков, чая, табака, сыров, сливочного масла, консервов и др. Требования к органолептическим показателям различных видов продукции и методы их определения устанавливаются государственными стандартами. Органолептический анализ также применяется в текстильном материаловедении для быстрого определения природы волокон (природных и искусственных), а также для оценки характеристик текстильных материалов, например сминаемости ткани.
Метод органолептического анализа в известной мере субъективен, что обусловлено изменчивостью ощущений как у разных людей, так и у одного и того же человека (в зависимости от состояния организма), поэтому получаемые результаты подвергаются статистической обработке. Применяется в тех случаях, когда нет более объективных научно обоснованных методов анализа.
Методология проведения органолептического анализа приведена в ГОСТ ISO 6658, а количественно-описательные органолептические методы – в ГОСТ ISO 11036.