«Орфическая аргонавтика»
«Орфи́ческая аргона́втика» (Ὀρφέως Ἀργοναυτικά), анонимная греческая поэма в 1376 гекзаметрах. Входит в корпус произведений, связанных с орфизмом.
Сюжетной основой послужил миф о путешествии аргонавтов во главе с Ясоном в Колхиду за золотым руном. Повествование ведётся от лица Орфея и адресовано Мусею (строки 33–46), который, по одной из версий мифа, был его учеником. Датировать «Орфическую аргонавтику» можно лишь приблизительно: на ранних этапах изучения её считали близкой по времени создания поэмам Гомера и Гесиода, но замеченное впоследствии сходство с поздними эпическими формами (прежде всего в версификации и лексике) позволило отнести произведение к 4–6 вв. (Orphica. 1805).
Как и другие созданные в русле орфизма тексты, «Орфическая аргонавтика» представляет собой сложный синтез различных мистико-религиозных идей. Поэма открывается обращением к Аполлону-Солнцу, в чём проявились черты солярного культа, сближающие произведение с эпической поэмой Аполлония Родосского «Аргонавтика» (3 в. до н. э.). Затем следует краткая теогония [первыми божествами, согласно учению орфиков, были Кронос (родитель Эфира) и Фанет (родитель Ночи)] и перечень других орфических поэм, включающий как вполне узнаваемые, так и малоизвестные мифологические сюжеты. Существование этого перечня даёт основание предполагать, что «Орфическая аргонавтика» служила обобщением и дополнением к большому корпусу произведений орфического цикла, от которого до нас дошли лишь отдельные тексты. Трактовка мифа в целом схожа с традиционной версией, принадлежащей Аполлонию Родосскому, но в некоторых деталях отличается: «Арго» назван первым кораблём из когда-либо построенных («πρῶτον τεκτῄνατο νῆα», строка 66); путь аргонавтов проходит не через рукава реки Истр, Мессинский пролив и т. д., а через дальние северные страны, которые у Аполлония не упоминаются; значительно сокращена любовная линия; подчёркнута роль Орфея (например, именно он, а не Медея, заколдовывает сторожащего руно дракона и руководит похищением сокровища).
«Орфическая аргонавтика» была обнаружена в 15 в. в Милане философом-неоплатоником Константином Ласкарисом. Впервые опубликована во Флоренции в 1500 г. (на греческом языке); в некоторых изданиях упоминается книга, напечатанная Ласкарисом в Милане в 1450–1460-х гг., однако эта информация не считается вполне достоверной (см.: Argonautica, Hymni Libellus de lapidibus et fragmenta. Lipsiae, 1764. P. IX–XI).
Наряду со сборником «Гимны Орфея» (около 200 н. э.) и поэмой «Литика» (Λιθικά) о магической силе камней «Орфическая аргонавтика» составляет лишь небольшую дошедшую до нас часть обширной литературы, излагавшей учение орфиков, и имеет особое значение как источник для изучения орфизма.