ОПОЯЗ
ОПОЯ́З (Общество изучения поэтического языка), российское научное объединение.
Создано в Петрограде в середине 1910-х гг.; официально зарегистрировано в 1919 г. В объединение входили лингвисты и стиховеды (Е. Д. Поливанов, Л. П. Якубинский, С. И. Бернштейн, О. М. Брик), теоретики и историки литературы (Ю. Н. Тынянов, В. Б. Шкловский, Б. М. Эйхенбаум). В разные годы в его работе принимали участие члены Московского лингвистического кружка (П. Г. Богатырёв, Г. О. Винокур, А. А. Реформатский, Р. О. Якобсон); близкие позиции в некоторых работах занимали В. В. Виноградов, В. М. Жирмунский, Б. В. Томашевский. Печатный орган ОПОЯЗа – «Сборники по теории поэтического языка» (выпуски 1–2, 1916–1917; выпуск 3 – «Поэтика», 1919; выпуски 4–6, 1921–1923).
Отталкиваясь от академического литературоведения, участники объединения перенесли акцент с интерпретации содержания на изучение формы, предложив рассматривать литературное произведение первоначально как совокупность («сумму») составляющих его художественных приёмов, a позднее – как «систему» функциональных единиц. Универсальным приёмом искусства провозглашалось остранение, разрушающее автоматизм восприятия. Теоретические установки ОПОЯЗа как формальной школы в русском литературоведении, сложившейся под влиянием идей И. А. Бодуэна де Куртенэ, трудов А. А. Потебни и А. Н. Веселовского, литературно-критических выступлений символистов (В. Я. Брюсова, Вяч. И. Иванова, Андрея Белого) и акмеистов (Н. С. Гумилёва, С. М. Городецкого), но более всего – практики русского футуризма и «Левого фронта искусств», сформулированы в работах «Воскрешение слова» (1914), «Искусство как приём» (1917) В. Б. Шкловского, «Как сделана "Шинель" Гоголя» Б. М. Эйхенбаума (1919), «Достоевский и Гоголь (к теории пародии)» Ю. Н. Тынянова (1921) и др. В центре внимания опоязовцев – проблемы сюжетосложения, литературной эволюции, стиховедения, поэтического языка. «Формальный метод» разрабатывался применительно и к другим видам искусства: статья «Об основах кино» Тынянова (1927) и др. В начале 1920-х гг. обострились разногласия внутри объединения; участились и нападки на формалистов со стороны марксистской критики; в конце 1920-х гг. ОПОЯЗ окончательно распался.
Идеи русских формалистов получили развитие в исследованиях Пражской лингвистической школы, оказали воздействие на англо-американскую новую критику, структурно-семиотические исследования.