Омская область. Хозяйство. Сфера услуг
Сфе́ра услу́г О́мской о́бласти, отрасль экономики субъекта Российской Федерации, обеспечивающая оказание некоммерческих и коммерческих услуг и характеризующаяся диверсифицированной структурой и значительными масштабами деятельности.
Доля сферы услуг (без строительства) в структуре валового регионального продукта (ВРП) Омской области составляет 54,1 % (2021). Структура сферы услуг по секторам (доля в ВРП, %; 2021): операции с недвижимостью (11,7), оптовая и розничная торговля (10,3), транспортировка и хранение (7,0), государственное управление, обеспечение военной безопасности и социальное обеспечение (6,0), здравоохранение (5,0), образование (4,2), научная деятельность (3,1), информация и связь (2,1), административная деятельность (1,4), культура, спорт, организация досуга и развлечений (1,4), гостиничное хозяйство и система общественного питания (0,9), финансовые и страховые услуги (0,4), другие услуги (0,6).
Доля строительства в ВРП Омской области – 4,9 % (2021; 41 852,5 млн руб.).
Объём строительных работ (в постоянных ценах) – 141 415,5 млн руб. (2022; в 2015 – 63 374,4 млн руб.; в 2010 – 42 953,7 млн руб.; в 2005 – 21 401,9 млн руб.). Строительные работы осуществляют главным образом частные компании (84,5 %; 2022). В 2022 г. общая площадь построенных жилых домов составила 693,4 тыс. м2 (в 2015 – 785 тыс. м2; в 2010 – 707 тыс. м2; в 2005 – 756 тыс. м2), из них 62,4 % возведено за счёт собственных и привлечённых средств населения (в 2015 – 30,8 %; в 2010 – 50,3 %; в 2005 – 34,2 %), 37,6 % – организациями всех форм собственности (почти полностью – частными организациями). Введена в строй 7791 квартира (2022; в расчёте на душу населения – 4,2 квартиры на 1 тыс. жителей; в 2015 – 12 232 квартиры; в 2010 – 9598 квартир; в 2005 – 9543 квартиры).
Ведётся строительство зданий общеобразовательных (средних школ) и дошкольных образовательных (детских садов) организаций; в 2022 г. первых не было сдано в эксплуатацию (в 2015 – на 670 ученических мест; в 2010 – на 440 мест; в 2005 – на 1847 мест), вторых – на 1160 мест (в 2015 – на 2082 места; в 2010 – на 255 мест; в 2005 не было сдано в эксплуатацию).
В г. Омск размещаются штаб-квартиры: группы компаний «Титан» (1989; производство продуктов нефте- и газопереработки, синтетического каучука, высокооктановых добавок к моторным топливам, ацетона, а также разработки в сфере биотехнологий), компаний «Транснефть – Западная Сибирь» (1954; региональное подразделение компании «Транснефть»), ТГК-11 (Омская энергосбытовая компания; 2005), «Термолюкс» (2016; выпуск добавок для строительных смесей), «Нафта» (2015; транспортировка и поставка нефтепродуктов и сжиженного углеводородного газа в России и на экспорт), холдинга «Торговый Дом Шкуренко» (1996; крупнейший дистрибьютор продуктов питания в Омской области, в его структуре – сети розничной торговли «Низкоцен», «Продукты 24», «Победа», «Наши магазины» и «Еда») и компании «Альфа Омск» (2012; под контролем компании «Меркурий Ритейл Холдинг»; владеет сетью магазинов алкогольной продукции в Омске).
Оборот оптовой торговли – 781 237 млн руб. (2022; в 2015 – 480 796 млн руб.; в 2010 – 311 875 млн руб.; в 2005 – 368 073 млн руб.), в том числе организаций оптовой торговли – 72,9 % (569 466 млн руб.). Индекс оборота оптовой торговли в 2022 г. по отношению к 2021 г. составляет 105,2 %.
В 2022 г. оборот розничной торговли в Омской области составил 429 780 млн руб. (в 2015 – 306 692 млн руб.; в 2010 – 185 229 млн руб.; в 2005 – 83 375 млн руб.), в расчёте на душу населения – 233,3 тыс. руб. (2022; 53-е место среди субъектов РФ). Индекс оборота розничной торговли в 2022 г. по отношению к 2021 г. – 93,7 %.
На долю торговых учреждений, находящихся в частной собственности, приходится 91,3 % оборота розничной торговли (2022), в государственной и муниципальной собственности – 0,8 %, других форм собственности – 7,9 %. Торговые организации формируют 98,3 % оборота розничной торговли (2022; в 2015 – 99,0 %, в 2010 – 91,8 %, в 2005 – 74,6 %), розничные рынки и ярмарки – 1,7 %. В 2022 г. в Омской области действовали 156 ярмарок, из них 110 были универсальными, 21 специализировалась на продаже в основном продовольственных товаров, 18 – в основном непродовольственных товаров, 7 были прочими специализированными. Суммарный товарооборот розничных рынков и ярмарок – 7227 млн руб. (2022; в 2015 – 3016 млн руб.; в 2010 – 15 198 млн руб.; в 2005 – 21 177 млн руб.).
Структура оборота розничной торговли: пищевые продукты, включая напитки, и табачные изделия – 46,1 % (2022; в 2015 – 44,8 %), непродовольственные товары – 53,9 % (в 2015 – 55,2 %). Структура розничных продаж продовольственных товаров по видам (% от общего оборота розничной торговли в области; 2022): молоко и молочные продукты 3,5 (в РФ – 4,5), мясо и мясные продукты 2,8 (3,2), рыба и морепродукты 1,0 (2,0), сахар 0,6 (0,9), животные масла 0,5 (0,8) и растительные масла 0,8 (0,6); непродовольственных товаров: одежда 2,7 (4,8) и обувь 1,3 (2,1). Продажа спиртосодержащих напитков (тыс. дал; 2022): вина 933,9 (из них 22,0 % – игристые вина и шампанское), водки и ликёро-водочной продукции 795,8, коньяка 108,0, пива 8920,1.
Оборот розничной торговли по торговым сетям составляет 42,3 % от общего оборота розничной торговли (2022; в 2015 – 38,4 %; в 2010 – 30,7 %; в 2005 – 17,1 %). Наиболее широко распространённые розничные торговые сети (кроме сетей торгового дома «Шкуренко»): «Алладин», «Привет+» (обе под контролем местных компаний «Альварт» и «Привет плюс» соответственно), «Светофор» (подразделение одноимённой красноярской торговой компании), «Пятёрочка», «Магнит», «Гипер Лента» (все три сети – общероссийские розничные торговые сети), «Ашан» (в собственности французской компании Auchan Holding). Крупнейшие торгово-развлекательные комплексы Омска: «МЕГА» (торговая площадь – 127 тыс. м2), «Континент» (102 тыс. м2), «Триумф» (34 тыс. м2), «Каскад» (32 тыс. м2) и Festival City (25,5 тыс. м2).
Объём платных услуг населению составляет 126 932 млн руб. (2022; индекс по отношению к 2021 – 101,4 %; в 2015 – 82 945 млн руб.; в 2010 – 53 534 млн руб.; в 2005 – 24 107 млн руб.), в расчёте на душу населения – 68,9 тыс. руб. (36-е место среди субъектов РФ; в среднем в России – 88,1 тыс. руб., в СФО – 66,6 тыс. руб.). Структура платных услуг населению по видам (%; 2022): коммунальные 23,5, бытовые 14,3, телекоммуникационные 10,9, транспортные 10,8, медицинские 10,4, другие виды 30,1.
Объём бытовых услуг населению – 18 092 млн руб. (2022; в 2015 – 10 804 млн руб.; в 2010 – 5470 млн руб.; в 2005 – 2858 млн руб.), в расчёте на душу населения – 9,8 тыс. руб. (27-е место среди субъектов РФ; в среднем в России – 10,1 тыс. руб., в СФО – 8,0 тыс. руб.). Главные статьи платных бытовых услуг населению (%; 2022): техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования 36,6, ремонт и строительство жилья и других построек 14,3, парикмахерские и косметические услуги 12,4.
Объём транспортных услуг населению – 13 731 млн руб. (2022), в расчёте на душу населения – 7,5 тыс. руб. (47-е место среди субъектов РФ); объём телекоммуникационных услуг населению – 13 894 млн руб., в расчёте на душу населения – 7,5 тыс. руб. (58-е место среди субъектов РФ).
Оборот системы общественного питания составляет 20 908,6 млн руб. (2022; в 2015 – 12 633 млн руб.; в 2010 – 6501 млн руб.; в 2005 – 3867 млн руб.), в расчёте на душу населения – 11,4 тыс. руб. (больше, чем в 2015, на 77,8 %). Индекс оборота общественного питания в 2022 г. по отношению к 2021 г. – 102,7 %.
В Омской области зарегистрировано 250 коллективных средств размещения (гостиниц, хостелов и т. п., 2022; в 2015 – 215; в 2010 – 115; в 2005 – 100), услугами которых воспользовалась 521 тыс. человек (489 тыс., 451 тыс. и 301 тыс. человек соответственно).
В области действуют 192 туристические компании (2022; в 2015 – 206 компаний; в 2010 – 143 компании; в 2005 – 98 компаний), которые реализовали населению 79,4 тыс. турпакетов (41,4 тыс., 43,6 тыс. и 28,7 тыс. турпакетов соответственно). Туры по территории России совершили 166,0 тыс. жителей Омской области (2022; в 2015 – 29,8 тыс. жителей; в 2010 – 29,1 тыс. жителей; в 2005 – 27,0 тыс. жителей), в зарубежные страны – 29,7 тыс. жителей (55,4 тыс., 53,9 тыс. и 26,4 тыс. жителей соответственно). Около 80 % зарубежных поездок совершено в страны зарубежной Азии.
Наиболее популярные виды туризма в Омской области – культурно-познавательный, экологический и лечебно-оздоровительный. Важнейшие объекты культурно-познавательного туризма: архитектурные памятники, музеи и театры Омска, центральная историческая часть г. Тара, Омский государственный историко-культурный музей-заповедник «Старина Сибирская» (посёлок городского типа Большеречье; с дендрарием и сельским зоопарком) и Национальный археологический и природный парк «Батаково» (1995; близ села Ингалы Большереченского муниципального района; площадь 15 тыс. га).
Среди объектов экологического туризма – геологические памятники: обнажения Бещаул (Старомалиновское сельское поселение Нижнеомского муниципального района), Новая Станица (Берег Черского; посёлок Новая Станица Омского муниципального района) и Карташовский Яр (близ деревни Карташово Муромцевского муниципального района; все три – на реке Иртыш); урочища: Провал земли (крупная выемка в земле; близ села Серебряное) и Берег Драверта (сеть оврагов; близ села Лежанка, оба – в Горьковском муниципальном районе); озёра метеоритного происхождения с высоким содержанием ионов серебра в воде (Данилово и Ленёво – в Муромцевском муниципальном районе); озёра с лечебными грязями (Эбейты – на границах Москаленского, Полтавского и Исилькульского муниципальных районов; Ульжай – в Черлакском муниципальном районе); природный парк «Птичья Гавань» (ведёт историю с 1979, современный статус с 2008; в Омске, близ международного аэропорта имени Д. М. Карбышева; площадь 112,8 га; место гнездования перелётных птиц); место гнездования кудрявых пеликанов – озеро Тенис (Крутинский муниципальный район); а также уникальные экологически чистые уголки с живописной таёжной природой (сбор ягод, грибов, лекарственных растений, охота и рыбная ловля) в Муромцевском, Тарском и Большеуковском муниципальных районах.