Околоствольный двор
Околоство́льный двор, система горных выработок, служащих для транспортного соединения шахтного ствола с остальными выработками рудника (шахты) и для размещения некоторых общешахтных производственных служб (водоотлива, электроподстанции, электровозного депо, склада противопожарных материалов, камеры ожидания и т. п.). Через околоствольный двор пропускают весь груз, выдаваемый на поверхность (полезное ископаемое и порода), а также поступающие с поверхности порожние вагонетки, вагонетки с крепёжными, закладочными и другими материалами, оборудованием и т. п. Околоствольный двор является конечным пунктом движения составов с людьми. Классифицируют околоствольные дворы по ряду признаков. По типу подъёма и подъёмного оборудования выделяют околоствольные дворы для вертикальных и наклонных стволов. При вертикальных стволах различают клетевые, скиповые и скипо-клетевые околоствольные дворы; при наклонных стволах – конвейерные, скиповые и для подъёма концевыми канатами в вагонетках с донной разгрузкой. Наиболее распространены скиповые околоствольные дворы. По типу применяемых транспортных средств различают околоствольные дворы локомотивные (для вагонеток с глухим кузовом либо с донной разгрузкой) и конвейерные. На действующих шахтах наибольшее распространение получили локомотивные околоствольные дворы для вагонеток с глухим кузовом, в проектах новых и реконструируемых шахт предусматривают локомотивные околоствольные дворы для вагонеток с донной разгрузкой. Наиболее эффективно применение шахтных вагонеток с донной двусторонней разгрузкой, которые позволяют создать поточную схему движения транспорта без расцепки составов, обеспечивая тем самым высокую пропускную способность. По схемам движения грузопотоков околоствольные дворы разделяют на круговые, петлевые, челноковые и тупиковые. Наиболее распространены круговые и петлевые околоствольные дворы с более простыми (по сравнению с челноковыми и тупиковыми) манёврами, большей компактностью и более простой привязкой к конкретным горно-геологическим условиям. Также околоствольные дворы классифицируют по направлению поступления грузов (односторонние и двусторонние) и по количеству транспортных выработок и рельсовых путей (с одной прямолинейной многопутевой выработкой и с несколькими одно- и двухпутевыми выработками).
Пропускная способность околоствольного двора: при использовании вагонеток с глухим кузовом – 4 тыс. т/сут, вагонеток с донной разгрузкой – 10 тыс. т/сут, при конвейерном транспорте – до 30 тыс. т/сут (определяется производительностью конвейера).