Ободовский Александр Григорьевич
Ободо́вский Алекса́ндр Григо́рьевич [23.3(3.4).1796, Галич Костромской губернии, ныне Костромской области – 17(29).6.1852, Санкт-Петербург], российский педагог, автор первого русского учебника по педагогике. Происходил из дворян. Отец, считавшийся лучшим врачом в губернии, с детства привил любовь к науке и особенно к медицине. Первоначальное образование получил в Санкт-Петербургской губернской гимназии, по окончании которой поступил в Императорскую медико-хирургическую академию, вскоре перевёлся в Санкт-Петербургский педагогический институт (1816–1819, 1828–1859 – Главный педагогический институт). В 1816 г. Ободовский в числе лучших выпускников института направлен на стажировку в Европу для изучения педагогического опыта. В Англии познакомился с ланкастерской системой, занимался у Э. Белля. В Париже его внимание привлёк аббат Готье, автор методики «учить играючи», затем он направился в Швейцарию (к Ф. фон Фелленбергу и И. Г. Песталоцци) и Германию (к Г. Линдеру). Из всех педагогов наибольшее влияние на Ободовского оказал Песталоцци, распространявший гуманистические идеи. Его привлекали взгляды швейцарского учёного на семейное воспитание, развитие самодеятельности и активности детей. По возвращении Ободовский принят в Учительский институт преподавателем географии (1820), а в Санкт-Петербургскую гимназию – учителем математики (1822). В 1827 г. Учительский институт упразднён и соединён с 3-й гимназией, в которой Ободовский оставался старшим преподавателем географии и естественной истории. В 1823–1826 гг. состоял учителем географии и статистики в высших классах Воспитательного общества благородных девиц, а в 1826 г. приглашён на должность помощника инспектора классов Санкт-Петербургского воспитательного дома. В 1829–1848 гг. Ободовский состоял адъюнктом, а затем (с 1830) профессором в Главном педагогическом институте, где читал курсы географии, статистики и педагогики. В 1845 г. назначен членом учёного комитета при 4-м отделении Собственной Его Величества канцелярии. Состоял действительным членом Санкт-Петербургского минералогического (с 1829) и Императорского русского географического обществ.
Важнейшие труды Ободовского – «Руководство к педагогике, или науке воспитания» (1835) и «Руководство к дидактике, или науке преподавания» (1837) – были рекомендованы к распространению во всех учебных заведениях России Комитетом устройства учебных заведений при министре народного просвещения С. С. Уварове. Основу содержания его руководств составляли конкретные методические рекомендации, направленные на совершенствование педагогического мастерства, основанные на богатом преподавательском опыте автора. Вместе с Е. О. Гугелем и П. С. Гурьевым являлся создателем первого в России «Педагогического журнала» (1833 и 1834).