Ньюмен Барнетт
Нью́мен Ба́рнетт (Барнетт Ньюман; Barnett Newman) (29.1.1905, Нью-Йорк – 4.7.1970, там же), американский живописец, скульптор, график, теоретик искусства.
В 1922–1929 гг. обучался в Лиге студентов-художников и в Сити-колледже Нью-Йорка. Затем, уничтожив все свои произведения, на 10 лет отказался от творческой деятельности, полагая, что выработанные ранее нормы искусства неприемлемы в современном обществе; в 1940-х гг. в ряде статей сформулировал принципы собственной эстетики. Вернувшись к концепциям идеалистической метафизики, Ньюмен ведущую роль отводил понятию «возвышенного», в котором посредством абстрактных символов раскрываются сущностные свойства мира, некий абсолют, возносящийся над эмпирической реальностью. Эти идеи сделали Ньюмена глашатаем формировавшегося в то время абстрактного экспрессионизма.
Биоморфные формы в работах Ньюмена 1940-х гг. символизируют предбытие, начальное состояние универсума. Важный для художника мотив смерти, хаотического распада вводится посредством мифологических и исторических аллюзий («Убийство Осириса», 1944–1945; «Смерть Евклида», 1947; оба – в частных собраниях; «Песнь Орфея», 1944–1945, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
Оригинальная живописная система Ньюмена, вполне отвечавшая его теоретическим постулатам, сложилась к конце 1940-х гг. Её модель была задана в картине «Единственность I» («Onement I», частное собрание) – большом монохромном полотне с нанесённой по центральной части яркой полоской клейкой ленты. В последовавших затем работах повторялась, с небольшими вариациями, эта схема: однотонные поверхности огромных холстов вертикального формата рассекались узкими полосами (чаще всего – одной), которые были названы художником «зипами» (от англ. zip – застежка-молния). Cловно прорезая в сплошной непрерывности щель, «зипы» намекают на существование запредельного мира, недоступного зрению.
Крайне лаконичная форма картин Ньюмена допускает разные трактовки в зависимости от индивидуального восприятия. Пробуждению воображения способствуют названия картин, с мистическими обертонами и отсылками к библейским сюжетам [«Авраам» (1949), «Голос» (1950), «Vir heroicus sublimis» («Человек героический и возвышенный», 1950–1951, все – Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Кафедра» (1951), «Врата» (1954, оба – Стеделейкмюсеум, Амстердам), серия «14 остановок на Крестном пути» (1958–1966, Национальная галерея искусства, Вашингтон) и др.].
В 1960-х гг. он обратился к графике и скульптуре (главным образом из стали). Такие произведения, как «Здесь I» (1962), «Здесь II» (1965), «Надломленный обелиск» (1963–1969; все созданы в нескольких экземплярах), строятся из прямых вертикальных форм, своего рода объёмных «зипов», прорезающих пространство.
В поздней живописи Ньюмен экспериментировал с формой холстов: треугольная форма полотен «Иерихон» (1968–1969), «Шартр» (1969; оба – в собрании художника), по мысли Ньюмена, должна была вызвать впечатление уходящей в бесконечность перспективы (Newman. 1970).
Ньюмен оказал значительное воздействие на развитие американского искусства, став предтечей таких направлений, как «живопись цветовых полей» (colour field painting), «живопись острых граней» (hard-edge painting), минимализм; повлиял на становление концептуального искусства.