Никита Хониат
Ники́та Хониа́т (Νικήτας Χωνιάτης; Никита Акоминат, Νικήτας Ἀκομινάτος) (между 1155 и 1157, Хоны, Фригия, ныне Хоназ, Турция – весна–лето 1217, Никея, ныне на территории г. Изник, Турция), византийский историк, писатель.
Младший брат Михаила Хониата. Получил образование в Константинополе. Начал службу в провинции; в начале 1180-х гг. вернулся в столицу и занял пост секретаря императора. После переворота Андроника I Комнина (1183) подал в отставку. В первое царствование Исаака II Ангела (1185–1195) был приближен ко двору. Затем последовательно занимал посты казначея, наместника Филиппополя (ныне Пловдив, Болгария), судьи вила и логофета секретов. После падения Константинополя от рук крестоносцев (в апреле 1204) бежал с семьёй в Силимврию (ныне Силиври, Турция; до осени 1206), затем в Никею, где оставался при дворе Феодора I Ласкариса, однако уже не играл заметной политической роли.
Центральное произведение Никиты Хониата – «История» («Χρονικὴ διήγησις», дословно – «Временное изложение», 1557) в 19 книгах, охватывающая период с кончины императора Алексея I Комнина (1118) до 1206/1207 г. (рус. пер. томов 1–2, 1860–1862). «История» составлялась в несколько этапов: самая ранняя (краткая) версия написана на рубеже 12–13 вв. при Алексее III Ангеле Комнине (1195–1203); дополнения (рассказ о 4-м крестовом походе) внесены вскоре после 1204 г.; пространная версия, отличающаяся более критическим отношением к императорской власти, написана уже в Никее в 1210-х гг.
Значение «Истории» как исторического источника весьма велико: если по отношению к эпохе до 1176 г. она дополняет сведения, которые сообщает Иоанн Киннам, то для периода с 1180 по 1206/1207 гг. это – уникальный источник. Значительная часть отражённых в «Истории» событий записана Никитой Хониатом на основе документов из хранилищ письменных текстов и собственных воспоминаний: переговоры с Фридрихом I Барбароссой в конце 1180-х гг. о проходе войск крестоносцев через византийские Балканы, разграбление Константинополя участниками 4-го крестового похода.
Вопреки декларациям Никиты Хониата (изложенным во введении к «Истории») относительно необходимости придерживаться фактологии и избегать излишней вычурности в историческом сочинении, для «Истории» характерны эпическая лексика и образность, античные и библейские аллюзии, запутанный синтаксис, пространные периоды, украшенные изысканными риторическими фигурами. Никита Хониат обогатил «Историю» и сатирическими, зачастую непристойными, эпизодами.
Среди других сочинений: письма и риторические сочинения (речи, составленные от имени императоров; монодии на кончину друзей и сына, похвальные праздничные речи, импровизация о превосходстве зимы над летом); антиеретический богословский трактат «Догматическое всеоружие» («Πανοπλία δογματική»), известный также как «Сокровищница православия» («Θησαυρὸς ὀρθοδοξίας»).
«История» – основной источник романа У. Эко «Баудолино» (2000), где в качестве одного из главных персонажей выведен сам Никита Хониат.