Нгуен-Ксуан Ан
Нгуе́н-Ксуа́н Ан (Ань Нгуен-Суан, вьетн. Anh Nguyen-Xuan) (год и место рождения неизвестны), современный французский психолог вьетнамского происхождения. Работала директором по исследованиям в Национальном центре научных исследований Франции (CNRS), а также руководителем группы «Мышление и механизмы обучения» в лаборатории когнитивной психологии университета Париж-VIII (Венсен – Сен-Дени). Её работы носят междисциплинарный характер и находятся на стыке когнитивной психологии, искусственного интеллекта и педагогики в области обучения физике и математике. Основной фокус её работ сосредоточен на когнитивных механизмах обучения и когнитивного развития (Nguyen-Xuan. 2020).
Основной сферой её интересов являются когнитивные архитектуры, построенные на символической продукции, которые моделируют правила обучения. Совместно с А. Грумбахом (Nguyen-Xuan. 1985; Нгуен-Ксуан. 1994) разработала когнитивную модель обучения посредством действия. В соответствии с этой моделью обучение основывается на фундаменте минимальных базовых наивных знаний (здравом смысле), а затем трансформируется путём выполнения действий и оценкой расхождения ожидаемого результата и реального события. Обучение ограничивается вниманием, степенью эгоцентризма и способностью к суждениям. Из-за ограниченности возможностей внимания в такой модели запоминаются только наиболее «эмоциональные» события.
Полученные эмпирические данные показывают важность ситуативно организованного опыта в виде наивных моделей в экспертном знании. В исследованиях, посвящённых моделям физических явлений, связанных с повседневной жизнью (электричеством), было показано, что вырабатываемые модели основываются на повседневных ситуациях, носят локальный характер и могут быть несогласованными. Так, сотрудники электрической компании могут обладать локальными ментальными моделями переменного тока, потребления электроэнергии и заземления в электросетях, которые не образуют единого непротиворечивого представления об электричестве (Нгуен-Ксуан. 1996, Нгуен-Ксуан. 2008).