Неославизм
Неослави́зм, идейно-политическое течение в славянской общественной мысли начала 20 в. В основе неославизма – идея исторической и культурной близости славян, понимание «славянства» как особой этнополитической и этнокультурной общности. Её самосохранению и развитию должны были способствовать сближение и сотрудничество всех славянских народов, а также формирование наднациональной общеславянской программы, над которой работали представители неославизма.
Складывание неославизма как движения с относительно чёткими идейными и политическими ориентирами относится к 1907–1908 гг. Проведение реформ и конституционных преобразований в Российской империи в этот период вызвало интерес со стороны интеллектуальных элит славянских народов. Сторонники неославянофильства в самой России призывали «способствовать культурному общению всех славянских племён на началах полной равноправности». В публицистике всё настойчивее поднимался вопрос об общем покаянии славян друг перед другом и решении русско-польского спора – одного из «больных мест» отношений в славянском мире.
Организационное оформление неославизма связано с работой Подготовительного комитета в Вене (председатель К. Крамарж), ответственного за организацию конференции в Праге по случаю 60-й годовщины Славянского съезда 1848 г. Конференция должна была определить пути сближения славян, активизировать межславянское сотрудничество в области экономики и культуры. Инициатива по её проведению нашла широкий отклик в славянской публицистике, среди общественно-политических деятелей и интеллигенции Австро-Венгрии. В движение включились как лидеры влиятельных славянских политических партий, традиционно придерживавшихся русофильских взглядов [Крамарж из Национальной партии свободомыслящих (младочехи), лидер Чешской национально-социальной партии В. Клофач, словенский общественный деятель И. Хрибар, лидер хорватских аграриев С. Радич и другие], так и явные оппоненты и критики «славянской идеи» (лидер польской Национально-демократической партии Р. Дмовский). Сдержанную благосклонность к зарождавшемуся движению проявили внешнеполитические ведомства Российской империи, Австро-Венгрии, Сербии и Болгарии.
С осени 1907 г. параллельно с деятельностью венского комитета по подготовке съезда в Праге началось обсуждение возможности его созыва в России. В острой борьбе между правыми и умеренно-либеральными деятелями определяющей стала позиция Санкт-Петербургского клуба общественных деятелей (создан в 1905 М. В. Красовским). Выдвинутый клубом девиз беспартийности объединил членов «умеренных фракций» Государственного совета и Государственной думы. Съезд в Праге был объявлен «предварительным». На нём предлагалось обсудить, в частности, и русско-польские отношения.
Съезд в Праге (13–17 июля 1908) считается пиком развития неославизма. В нём участвовали представители интеллектуальной элиты всех славянских народов. Российскую делегацию в составе 22 человек возглавлял М. В. Красовский. Для идеологии съезда были характерны: осторожность, желание доказать альтруистический характер славянских начинаний, стремление добиться процветания славянских народов без ущемления интересов их соседей немцев и без преследования целей, направленных против Австро-Венгрии, Российской и Османской империй. Главным стал лозунг о самоопределении славянских народов в границах существующих государств.
Вскоре после проведения Пражского съезда движение вступило в полосу кризиса, начало которого ознаменовала аннексия Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией в октябре 1908 г. Она положила конец надеждам на российско-австрийское сближение и добавила к болезненному польскому вопросу новые расхождения по вопросу о способах решения балканских проблем. Обсуждение в Государственной думе вопроса о выделении Холмского края из Царства Польского в 1910–1911 гг. серьёзно осложнило отношения между русскими и польскими сторонниками неославизма. Следующий съезд в Софии (1910) не оправдал возлагавшихся на него надежд. Неославизм окончательно потерял актуальность после Первой Балканской войны 1913 г. и Первой мировой войны 1914–1918 гг.
Итоги развития неославизма неоднозначны. Это была осознанная попытка посредством взаимодействия общественности и государственных институтов решить сложнейший комплекс противоречий, существовавших в славянском мире, придать реальные очертания идее славянской общности. Однако общественные инициативы, направленные на урегулирование межэтнических и межгосударственных разногласий, опережали политику государственных органов и, в конечном счёте, не принесли успеха.