Мостовое полотно
Мостово́е полотно́, 1) совокупность элементов, расположенных на плите проезжей части автодорожного моста. Включает одежду ездового полотна, тротуары, ограждающие устройства, а также устройства для водоотвода, обогрева и освещения, деформационные швы и сопряжения моста с подходами (рисунок). Расстояние между крайними выступающими гранями защитных ограждений (т. н. расстояние в свету) составляет полосу ездового полотна (габарит проезда), на которой располагается проезжая часть с расчётным количеством полос движения и предохранительной полосы (полосы безопасности). Последние предназначены для обеспечения движения транспортных средств на мосту с установленной скоростью движения. Их наличие устраняет психологическое воздействие высокого ограждения у тротуаров на водителя и не приводит к снижению скорости. Они также обеспечивают возможность съезда автомобилей с проезжей части при возникновении опасных для движения ситуаций.
2) Верхняя часть пролётного строения железнодорожного моста, воспринимающая нагрузку от колёс подвижного состава и передающая её на несущую часть пролётного строения. Различают мостовое полотно на балласте, на поперечинах и безбалластное. Мостовое полотно на балласте применяют на железобетонных мостах малых пролётов, путевые рельсы в них прикрепляют к деревянным или железобетонным шпалам, уложенным на щебёночный балласт. Мостовое полотно на поперечинах сооружают на металлических мостах, путевые рельсы в них прикрепляют к деревянным поперечинам (мостовым брусьям), уложенным на продольные или главные балки и соединённым с ними специальными (т. н. лапчатыми) болтами. Безбалластное мостовое полотно применяют в металлических и сталежелезобетонных мостах, путевые рельсы в них прикрепляются лапчатыми болтами к железобетонным плитам, которые укладывают по продольным или главным балкам и прикрепляют к ним специальными болтами (шпильками).