Морозова Екатерина Сергеевна
Моро́зова Екатери́на Серге́евна (род. 3.3.1966, Москва), российский режиссёр цирка и театра, педагог, сценарист, заслуженный работник культуры РФ (2005).
Представитель творческой цирковой династии, дочь С. Д. Морозова и В. И. Сурковой. В 1988 г. окончила ГИТИС имени А. В. Луначарского (ныне Российский институт театрального искусства (ГИТИС) по специальности «режиссёр драматического театра», присвоена квалификация «режиссёр цирка» (курс В. И. Крымко). В том же году начала творческую деятельность в Центре циркового искусства (ЦЦИ) в качестве режиссёра-постановщика. Первые работы – номера «Эксцентрика с саксофоном» в исполнении А. Малковой и А. Страшной и «Фантазия на музыку А. Шнитке» в исполнении Е. Бородиной (оба – 1991).
За время работы в ЦЦИ (1988–2015) поставила более 80 номеров в разных жанрах, многие из них стали лауреатами и призёрами международных цирковых фестивалей и конкурсов. В их числе: «Цирковой детектив» (1998, дрессура шимпанзе) в исполнении Владимира Сапрыкина (серебряная медаль Международного фестиваля циркового искусства, Маси, Франция 2002; серебряный приз 9-го Международного циркового фестиваля в Варшаве, «Цирк Залевский», 2004); «Клоуны» (2010, эквилибр на катушках) под руководством Романа Маркина (приз «Бронзовый клоун» 37-го Международного циркового фестиваля в Монте-Карло; главный приз «Кубок Чаплина» 9-го Международного фестиваля циркового искусства в Монреале; оба – 2013; золотой приз 10-го Международного фестиваля циркового искусства «Эхо Азии» в Астане, 2017); номер «Цветок на асфальте» (2000, воздушная гимнастка на трапеции) в исполнении Кристины Баутиной (приз «Золотая корона» Международного фестиваля-конкурса циркового искусства «Принцесса Российского цирка» в Саратове, 2005); «Обезьяны-акробаты на подкидной доске» (2006) дрессировщиков Светланы и Эдуарда Гуламовых (золотой приз X Международного фестиваля циркового искусства «Эхо Азии» в Астане, 2017).
В 2001–2010 гг. главный режиссёр мастерской по спортивно-акробатическим жанрам ЦЦИ.
В 2015–2016 гг. художественный руководитель программ Открытого театра Центра культуры и искусств имени А. И. Райкина, поставила авторское шоу «Парадигма» (2016).
Среди масштабных цирковых постановок – Всероссийский фестиваль-конкурс «Принцесса Российского цирка» (2009, 2011, 2014, Саратов), программы зарубежных гастролей российского цирка в Японии (1999), Турции (2001).
Для работ Е. С. Морозовой характерно необычное постановочное решение в каждом жанре, создание многоплановых художественных образов, раскрывающих индивидуальность артистов. Стиль режиссёра сочетает сложный ассоциативный ряд с иронией и эксцентрикой. Театрализованная форма многих номеров позволяет назвать их цирковыми мини-спектаклями. Часто визуальный ряд её произведений определяется разработкой новых аппаратов и реквизита, авторской трюковой комбинаторикой. Например, аппарат, придуманный Морозовой для номера «Гвозди» (2005, ручной эквилибр) в исполнении Максима Минасова, представляет собой стеклянную плоскость, пробитую огромными гвоздями и напоминает авангардный арт-объект, в облике которого изначально заложен художественный смысл произведения. Конструкция для номера «Электро» (2006, воздушная гимнастика) в исполнении финской артистки Салимы Пэйппо – это воздушный аппарат в виде клубка электропроводов, в который вмонтированы петли и «электрический кабель» (корд де парель). Исполнение трюков в ножных петлях во вращении (затяжки, переходы из петли в петлю без страховки) стало новшеством для этого жанра. Инженерную разработку идеи Морозовой воплотил создатель оригинальной цирковой аппаратуры Л. И. Папазов. Номер получил признание на многих известных цирковых европейских площадках: «Ронкалли», «Флик-фляк» (Германия), «Максимум» (Швеция); на международных фестивалях в Монте-Карло и Испании. В номере «Рококо» (2004, каучук, эквилибр) артистка Ольга Кокшарова появлялась в объёмной юбке-кринолине, которая впоследствии становилась пьедесталом для работы. В стойках на руках исполнялись комбинации трюков, своими изогнутыми линиями напоминающие причудливые завитки, характерные для стиля рококо. Одновременно артистке удавалось обмахиваться веерами, зажатыми пальцами ног, открывая и закрывая их, передавая из одной ноги в другую. Такой режиссёрский ход придавал особую иронию и эксцентричность номеру, свойственную тенденциям искусства постмодерна. Многие номера создавались совместно с балетмейстером А. В. Шабановым и художником по костюмам С. Е. Горской.
Театральные постановки Е. С. Морозовой: авторские спектакли «Клоун-стори» (1997, «Кафе-театр», Любляна), «Кот в сапогах» (1990, Вышневолоцкий областной драматический театр), «Пеппи Длинныйчулок в цирке» (2017, Московский цирк на сцене). В качестве режиссёра по пластике и цирковым номерам принимала участие в спектаклях: «Синее чудовище» К. Гоцци (2008, «Сатирикон», Москва, режиссёр К. А. Райкин), «Потому что пришла ночь» по Р. Киплингу (1988, Кинишемский драматический театр имени А. Н. Островского, режиссёр П. В. Гилёв), «Лесная песня» Л. Украинки (1989, Ивановский областной драматический театр, режиссёр Гилёв). Для театральных работ Морозовой характерно использование комических приёмов, эксцентрики, клоунады, современной пластики и хореографии, умение органично применять цирковые жанры в драматическом действии.
В 1992–1994 гг. режиссёр-педагог Государственного училища циркового и эстрадного искусства имени М. Н. Румянцева (Карандаша). В 2001–2010 гг. главный режиссёр мастерской по спортивно-акробатическим жанрам ЦЦИ. В 2009–2015 гг. доцент кафедры «Режиссура театрализованных представлений и праздников» Московского университета культуры и искусств (ныне Московский государственный институт культуры), руководитель курса по специальности «режиссура цирка».
Обладатель почётного звания Творческого союза цирковых деятелей России – «Режиссёр года» (2003). Лауреат 1-го Всемирного фестиваля цирковой режиссуры (Санкт-Петербург, 2012). Награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени (2012).