Модель AD-AS
Модель AD-AS, макроэкономическая модель, которая описывает поведение совокупного спроса (англ. aggregate demand) и совокупного предложения (англ. aggregate supply), а также их влияние на общий уровень цен и совокупный выпуск. Модель используется для изучения экономических колебаний (циклов), причиной которых являются экономические шоки. Совокупный спрос – модель, которая показывает, какое количество товаров и услуг, произведённых в конкретной стране, будет приобретено всеми макроэкономическими агентами (домохозяйствами, фирмами, государством и остальным миром) при любом возможном уровне цен. Совокупный спрос складывается из потребительского и инвестиционного спроса, государственных закупок и чистого экспорта. Кривая совокупного спроса в координатах «выпуск – уровень цен» имеет отрицательный наклон за счёт действия эффекта реальных кассовых остатков/богатства (эффекта Пигу), эффекта процентной ставки и эффекта импортных закупок (чистого экспорта). Совокупное предложение – модель, которая показывает, какое количество товаров и услуг будет произведено в конкретной стране при любом возможном уровне цен. Вид кривой совокупного предложения в долгосрочном периоде соответствует классической экономической теории (рынки конкурентные, цены гибкие и др.), а в краткосрочном периоде определяется предпосылками кейнсианского подхода (несовершенная конкуренция, жёсткость цен и др.). Ситуация равенства совокупного спроса и совокупного предложения называется макроэкономическим равновесием. Модель AD-AS впервые разработана Дж. М. Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег», изданной впервые в 1936 г.