Миллениалы
Миллениа́лы (англ. millennial – тысячелетний), принятый в социологии и демографии термин, обозначающий поколение тех, кто родился примерно в период с начала 1980-х до начала 2000-х гг. и чьё время взросления пришлось на новое тысячелетие. Одна из отличительных черт миллениалов – глубокая вовлечённость в цифровые технологии. Термин «миллениалы» предложен в конце 20 в. американскими исследователями Н. Хау и У. Страуссом (Howe. 2000) для обозначения детей, которые должны были окончить среднюю школу на рубеже веков. Иногда миллениалов называют поколением Y (по контрасту с предыдущим поколением X), next, сетевым (или цифровым) поколением.
В зависимости от культурных, социально-экономических и политических условий взросления характеристики миллениалов разных стран существенно варьируются. В Европе и США к этому поколению принято относить родившихся в 1981 – начале 2000-х гг.; в России старшей когортой миллениалов обычно считают ровесников перестройки или тех, кто появился на свет в период распада СССР.
Представители этого поколения во многом сформировались под воздействием сетевых технологий: электронной почты, социальных сетей, средств обмена мгновенными сообщениями, видеоканалов типа YouTube и др. Использование новых средств связи практически в режиме нон-стоп является привычной и неотъемлемой частью жизни миллениалов.
Помимо индивидуально-личностной «цифровизации» и ориентации на новые технологии, миллениалов отличает более позднее вступление во взрослую жизнь по сравнению с их сверстниками из старших возрастных когорт. Прежде всего это связано со сложными социальными и экономическими условиями, в которых пришлось взрослеть миллениалам: мировой финансовый кризис, рост безработицы, трудности с приобретением жилья, необходимость получения качественного образования, а значит, удлинение периода обучения.
В публикациях зарубежных и отечественных исследователей отражены те или иные аспекты образа жизни миллениалов. Так, активно освещаются следующие вопросы: социкультурные особенности взросления миллениалов в разных странах, сравнительный анализ миллениалов и представителей других поколений, проблемы межпоколенческих отношений, миллениалы в условиях глобализации, цифрового и рыночного общества, различные стороны жизни (политическая, экономическая, духовно-культурная и др.) миллениалов и т. д. В период пандемии COVID-19 особую популярность приобрела тема адаптационных стратегий миллениалов по отношению к постковидным реалиям. Рядом экспертов предполагалось, что адаптивная гибкость и цифровая компетентность миллениалов и следующих за ними центиниалов (поколение Z) как представителей первых цифровых поколений в современном мире может способствовать преодолению негативных последствий коронавирусного кризиса.
Из зарубежных работ, посвящённых поколению миллениалов, стоит выделить исследования Дж. Туэндж (Twenge. 2017; Твендж. 2018), К. Биалик и Р. Фрая (Bialik. 2019), М. Димока (Dimock. 2019), Р. Болтон и А. Парасурамана (Understanding Generation Y ... 2013), Э. Ына (Ng. 2010) и др. Если говорить о российских исследованиях, то проблемы миллениалов, как правило, являются предметом интереса отечественных специалистов в области социологии молодёжи и социологии поколений: В. В. Радаева [Радаев. Миллениалы на фоне предшествующих поколений. 2018; Прощай, советский простой человек. 2018; 2019; Раскол поколения миллениалов ... (первая часть). 2020; Раскол поколения миллениалов ... (окончание). 2020], Е. Л. Омельченко (Омельченко. 2019), М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереги (Горшков. 2020), В. В. Семёновой (Семёнова. 2005), Ю. А. Зубок, В. И. Чупрова, И. М. Ильинского, В. Г. Немировского, В. А. Лукова, А. И. Ковалёвой, М. А. Ядовой (Ядова. 2020) и др.
Первым наиболее масштабным и глубоким исследованием российских миллениалов стал проект В. В. Радаева, результаты которого нашли отражение в книге «Миллениалы: как меняется российское общество» (2019). Разделив российские поколения в зависимости от исторических условий, в которых им пришлось вступать во взрослую жизнь, В. В. Радаев предложил собственную классификацию поколений: мобилизационное поколение (период взросления: 1941–1956), поколение оттепели (период взросления: 1956–1964), поколение застоя (период взросления: 1964–1984), реформенное поколение (период взросления: 1985–1999), поколение миллениалов (период взросления: 2000–2016) и центиниалы (период взросления: 2017 и позднее). Таким образом, отечественные миллениалы родились во время позднесоветских и постсоветских реформ (1982–2000), но их вхождение во взрослую жизнь происходило преимущественно с начала нового тысячелетия. В качестве основного источника информации В. В. Радаев использовал данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE) 25-й волны 2016 г. (N = 14 946) и объединённый массив данных за 1994–2016 гг. (N = 258 366).
Результаты исследования В. В. Радаева показывают, что российские миллениалы так же, как и их сверстники из зарубежных стран, откладывают до более позднего возраста поступки, которые ассоциируются с обретением взрослого статуса: достижение финансовой самостоятельности, отделение от родителей, выход на работу, вступление в брак, рождение детей. Они намного активнее предшествующих поколений пользуются компьютером, интернетом, мобильными телефонами и социальными сетями, легко осваивают новые дистанционные практики (например, чаще совершают онлайн-покупки, используют банковские карты и т. д.). Более активны миллениалы и в проведении досуга. Они достаточно редко смотрят ТВ, зато намного чаще старших поколений слушают музыку, аудиокниги, смотрят видео, уделяют время прогулкам и развлечениям, а также активнее вовлечены в творческие и спортивные занятия. Кроме того, миллениалы по сравнению с предыдущими поколениями существенно меньше потребляют алкоголя, меньше курят и более внимательны к своему здоровью, что вписывает их образ жизни в международные перспективы. Российские миллениалы достаточно равнодушны к вопросам религии, что также выделяет их среди других поколений. Их отличает бо́льшая удовлетворённость жизнью по сравнению с предшествующими поколениями (ср.: почти 60 % миллениалов и 30 % в когорте пожилых), впрочем, по мнению В. В. Радаева, это отчасти можно объяснить свойственным молодости оптимизмом (Радаев. 2019. С. 113–116). При этом существует и то, что объединяет миллениалов и более старшие российские поколения, например низкий уровень межличностного доверия.
По мнению В. В. Радаева, переживаемые современным российским обществом фундаментальные социальные изменения прежде всего связаны со значительными поколенческими сдвигами. Это позволяет ему сделать вывод о том, что получившая известность в отечественной социальной науке идея «советского простого человека» (Советский простой человек. 1993) постепенно уходит в прошлое (хотя до сих пор имеет политический резонанс), а значит, российским обществоведам стоит продумать альтернативные интерпретационные и концептуальные модели поколенческой проблематики.
Особого внимания заслуживает проблема взаимоотношений российских миллениалов с политикой. Декларируя окончательный разрыв миллениалов с миром «советского», В. В. Радаев намеренно выводит за скобки анализа политическую сферу, т. к. существует немало эмпирических данных, опровергающих противопоставление политических взглядов миллениалов и советских поколений. Кроме того, он, отмечая пассивное отношение миллениалов к политике, считает ошибочным стремление видеть в представителях этого поколения преимущественно акторов политических преобразований. Вместе с тем некоторые исследователи, также в целом признавая политическую пассивность большей части российской молодёжи, предполагают в миллениалах значительный политический потенциал и модернизационный ресурс. По мнению М. А. Ядовой, открытость новому, адаптивность и активность представителей этого поколения дают им дополнительные возможности для реализации себя в качестве субъекта происходящих в России социально-политических изменений. Она отмечает в качестве позитивных факторов модернизации российской политической системы омоложение политической элиты, увеличение доли молодёжи в наиболее активных и инновационных социальных группах (предпринимателей, управленцев и др.), рост числа молодёжных организаций, формирование института молодых политических лидеров и т. д. (Ядова. 2020. С. 186). В свою очередь, Е. Л. Омельченко (Омельченко. 2019) полагает, что, участвуя в коллективных практиках протеста, миллениалы учатся отстаивать свои принципы и действовать более сплочённо – для многих из них этот опыт может стать поворотным моментом в биографии.
Стоит подчеркнуть, что анализ результатов социологических и иных исследований миллениалов в России и зарубежных странах дает возможность говорить об этом поколении как о внутренне неоднородной, расколотой, зачастую мировоззренчески противоречивой социально-демографической группе.