Мейбом Александр
Ме́йбом Алекса́ндр (Александр Магнус Мейбом, Alexander Magnus Meybom; Александр Карлович Мейбом) [16(28).3.1811, приход Санкт-Катаринен Эстляндской губернии Российской империи, ныне Эстония – 4(16).4.1885, Ревель, ныне Таллин], российский фортепианный мастер немецкого происхождения; купец 3-й гильдии.
После смерти отца, в возрасте 14 лет, начал обучение в столярной мастерской в Ревеле. В начале 1830-х гг. переехал в Санкт-Петербург и получил работу столярного подмастерья в фортепианной мастерской Иоганна Фридриха Дидерихса, отца основателей фабрики «Братья Дидерихс». После женитьбы на Каролине Элизабет Фольмер в конце 1830-х – начале 1840-х гг. Мейбом переехал с семьёй в Москву, где открыл собственную мастерскую на Никитской улице (ныне Малая Никитская), в доме Махова. К 1843 г. в мастерской было задействовано 11 работников.
В 1843 г. на Московской мануфактурной выставке Мейбом представил рояль с инкрустированным палисандровым корпусом и получил малую серебряную медаль за «производство хороших музыкальных инструментов» (Продолжение списка фабрикантам, заводчикам и ремесленникам, коим, по бывшей в 1843 году в Москве мануфактурной выставке, присуждены награды // Северная пчела. 1844. 7 сентября. С. 810). Осенью 1844 г. подал прошение о выдаче пятилетнего патента на изобретённый им клавишный музыкальный инструмент роялет и получил его летом 1845 г. Позднее этот инструмент стал известен как роялино. Чтобы справляться с выполнением заказов на новый инструмент, Мейбом увеличил число работников до 17, это позволило ему перевести мастерскую в разряд фабрики, а самому перейти в купеческое сословие. Первоначально фабрика располагалась в доме Арсеньева на углу Большой Никитской улицы и Большого Кисловского переулка, в 1850-х гг. переехала в дом Макарова на площади Варварские ворота (ныне Славянская площадь).
К середине 1850-х гг. считалось, что Мейбом улучшил в Москве фортепиано «до такой степени, на какой они ещё никогда не были» и его фортепианное заведение было «лучшим и первейшим в Москве» (Книга адресов ... 1854. С. XXV). Мейбом одним из первых в России начал выпускать рояли с механикой двойной репетиции (система С. Эрара) и диапазоном в 6 ¾ октавы (С1 – а4). В 1858 г. переехал из Москвы в Ревель, где продолжил изготавливать рояли, четырёхугольные фортепиано и роялино. Умер в апреле 1885 г. «после непродолжительной тяжёлой болезни» (Revalsche Zeitung. 1885. 5 April. S. 4), а производство фортепиано A. Meybom было прекращено.
Инструменты A. Meybom отнесены к «культурным ценностям, являющимися редкими и уникальными музыкальными инструментами, имеющими особое культурное значение» (Об утверждении Правил проведения экспертизы культурных ценностей ...).
Один из роялей Мейбома хранится в Музее истории музыки и собрании Карла Клаудиуса (Musikhistorisk Museum & Carl Claudius Samling) в Копенгагене. Роялино экспонируется в разных музеях России и в Музее музыкальных инструментов в Берлине.