Мароф Тристан
Маро́ф Триста́н (исп. Tristán Marof; псевдоним, настоящие имя и фамилия Густаво Адольфо Наварро, исп. Gustavo Adolfo Navarro) (1898, Сукре – 10.2.1979, Санта-Крус), боливийский политический деятель, дипломат, писатель. Из небогатой семьи. Окончил юридический факультет в Университете Святого Франциска Ксаверия. Публиковался с юных лет, в 1918 г. издал повесть «Гражданские» (исп. Los cívicos), принёсшую ему широкую популярность. В молодости примкнул к Республиканской партии, в 1920 г. активно участвовал в мятеже, завершившем многолетнее правление Либеральной партии. Сразу после республиканского переворота был назначен начальником тюрьмы в Ла-Пасе, в этой должности пробыл всего один день.
В 1921 г. поставлен консулом Боливии в Гавре (Франция). В этот период были опубликованы и обрели популярность такие произведения, как «Верхнеперуанское возрождение: философские студии» (исп. Renacimiento Altoperuano. Estudios filosóficos, 1918), «Поэты и идеалисты Испаноамерики» (исп. Poetas idealistas e idealismos de la América hispana, 1919), «Сетонио Пимента» (исп. Suetonio Pimienta: Memorias de un diplomático de la República de Zanahoria, 1926). Во время пребывания в Европе политические симпатии Марофа эволюционировали влево – к марксизму и коммунизму, был близок к А. Барбюсу и Р. Роллану. В 1921 г. он придумал себе экстравагантный псевдоним Тристан Мароф, который, как ему казалось, напоминал русскую фамилию. В 1921–1926 гг. занимал консульские посты в Глазго, Генуе. За антиимпериалистические и радикально левые выступления Мароф был уволен с дипломатического поста (1926).
Входил в круг прогрессивной латиноамериканской и испанской интеллигенции в Париже, один из основателей, наряду с Х. Инхеньеросом, М. де Унамуно, Х. Васконселосом, М. А. Астуриасом и В. Р. Айя де Ла Торе, организации «Латиноамериканский союз» (1925). Широкую популярность в Европе получила книга Марофа «Справедливость Инки» (исп. El ingenuo continente americano o La justicia del Inca), изданная в Брюсселе в 1926 г. В монографии был выдвинут лозунг «Землю – индейцам, рудники – государству», сделавший Тристана Марофа общенациональным лидером левых сил. Этот лозунг сразу же приняли рабочие профсоюзы и левые группы в Боливии. Мароф проповедовал идеи латиноамериканской солидарности и общеконтинентальной антиимпериалистической революции, верил в особый латиноамериканский социализм. Поддерживал дружеские отношения с Х. К. Мариатеги, во многом разделяя его взгляды, впоследствии положенные в концепцию т. н. левого индеанизма.
В сентябре 1926 г. Мароф вернулся в Боливию, в январе 1927 г. создал Максималистскую социалистическую партию. За активную агитацию, прежде всего на Рабочем конгрессе в Потоси, был арестован; бежал из тюрьмы и покинул Боливию, перебрался в Перу. Находился в эмиграции в Мексике, откуда был выслан как агент Коминтерна, позднее жил в Аргентине. Рассматривался Коминтерном в качестве организатора коммунистической партии в Боливии. В 1930 г. был приглашён в СССР для обучения в Международной ленинской школе, но отказался от поездки, так как поддерживал Л. Троцкого в его конфликте с И. В. Сталиным.
После начала Чакской войны 1932–1935 гг. Мароф из Аргентины вёл активную антивоенную кампанию, за что в Боливии был обвинён в «предательстве» и осуждён судом. В 1932 г. образовал марксистскую антивоенную группу «Тупак Амару» протроцкистского направления, целями которой декларировались борьба с войной в Чако, пролетарская революция, создание социалистического правительства в Боливии. В декабре 1934 г. в г. Кордоба (Аргентина) группа объединилась с другими левыми партиями и организациями в троцкистскую Революционную рабочую партию, которую возглавил сам Мароф. В 1935 г. Мароф издал имевшую большую популярность в Боливии книгу «Трагедия Альтиплано», ставшую программным документом левого индеанизма. Решением индейского вопроса Мароф считал возвращение индейской общине земли, ответ на национальные вопросы стран Латинской Америки видел в социалистических преобразованиях – проведении аграрной реформы, ликвидации латифундий, коллективизации сельского хозяйства, обобществлении средств производства и индустриализации, национализации горнорудной промышленности, добычи нефти, железных дорог. Мароф выделил три класса в боливийском обществе: белых, метисов и индейцев.
В сентябре 1937 г. Мароф вернулся в Боливию. Заявил о своей лояльности военно-социалистическому правительству генерала Г. Буша Бессера и готовности к сотрудничеству с властями. В 1938 г. Мароф порвал с троцкизмом, создал Социалистическую рабочую партию Боливии, которая стала самой влиятельной левой партией в стране. В 1940 г. избран в Конгресс.
В конце 1930-х гг. отказался от марксизма, стремился отмежеваться от своего марксистского прошлого. В 1938 г. издал антимарксистскую книгу «Социалистическая правда в Боливии», на страницах которой выступал уже против национализации отдельных отраслей, поддерживал националистическую экономическую политику военного правительства. В 1940-х гг. перешёл на позиции правых сил, резко критиковал как националистическое правительство Г. Вильярроэля, так и деятельность Националистического революционного движения. В 1949 г. после раскола Социалистической рабочей партии Боливии возглавил её правое крыло, быстро утратил политическое влияние (левое крыло партии образовало Революционную социалистическую лигу, члены которой выступали против как марофизма, так и деятельности Националистического революционного движения).
Мароф не принял Боливийскую революцию 1952 г. и отошёл от политической деятельности. В 1960-х гг., после свержения режима «национальной революции» В. Паса Эстенссоро, к которому Мароф находился в непримиримой оппозиции, активно сотрудничал с реакционным правительством Р. Баррьентоса, выступая в прессе в его поддержку. Последние годы жизни провёл в г. Санта-Крус. Умер в забвении и нищете.