Марлитт Евгения
Ма́рлитт Евге́ния (Eugenie Marlitt; настоящие имя и фамилия Фридерика Генриетта Кристиана Евгения Йон, Friederieke Henriette Christiane Eugenie John) (5.12.1825, Арнштадт, ныне земля Тюрингия – 22.6.1887, там же), немецкая писательница.
Отец – владелец частной библиотеки и художник-портретист Эрнст Йон (1793–1873). Рано проявила музыкальные способности. По совету близкого к семье протестантского кантора отец обратился к владетельной княгине Матильде фон Шварцбург-Зондерсхаузен (1814–1888) с просьбой о стипендии для дочери, и до 1844 г. Марлитт жила в княжеской резиденции. В 1844–1846 гг. училась в Венской консерватории, в 1847 г. получила должность камер-певицы при княжеском дворе в Зондерсхаузене. Выступления в Лейпциге, Ольмюце (ныне Оломоуц, Чехия), Лемберге (ныне Львов, Украина), Граце и Линце (ныне Австрия) успеха не принесли. Оставила певческую карьеру из-за нарушения слуха.
В 1853–1863 гг. компаньонка княгини фон Шварцбург-Зондерсхаузен в Мюнхене. Начала писать стихи в духе романтизма Л. Уланда и Э. Мёрике. Основные мотивы – боль от утраченных мечтаний и идеалов юности, желания, которые никогда не сбудутся. В 1859 г. познакомилась с Ф. фон Боденштедтом, который поощрял её занятия писательством. С 1863 г. жила в Арнштадте в семье брата, школьного учителя. Он уговорил Марлитт отправить первые рассказы в журнал Die Gartenlaube («Садовая беседка»), в котором в 1866–1885 гг. вышли восемь её романов и две новеллы. С 1868 г. и до конца жизни писательница оказалась прикованной к инвалидной коляске.
В романах Марлитт используются разные вариации сюжета сказки про Золушку: главная героиня – бедная, притесняемая и добродетельная девушка, которая благодаря уму, силе духа и трудолюбию добивается благополучия и семейного счастья. Персонажи отличаются самостоятельностью, стремлением к свободе и независимости, тягой к знаниям, творческой одарённостью. Их взросление происходит большей частью вне привычных социальных институтов и при необычных обстоятельствах. Нередко в ходе сюжета открывается знатное происхождение героини, которое позволяет ей соединиться с возлюбленным высокого социального статуса, а также получить наследство.
Первая повесть «Двенадцать апостолов» («Die zwölf Apostel», 1865, под псевдонимом Е. Марлитт) – история девушки с итальянскими корнями, выросшей в маленьком тюрингском городке. Ребёнком она ощущает себя отверженной, но, повзрослев, обретает любовь и общественное признание. Роман «Золотая Эльза» («Die Goldelse», 1866; экранизация 1918, режиссёр Г. В. Мендель; в русском переводе «Эльза», 1874, «Златокудрая Эльза», 2004, и «Семь нот любви», 2016) о любви юной героини и барона принёс писательнице успех.
Бедная сирота в романе «Тайна старой девы» («Das Geheimnis der alten Mamsell», 1867; экранизации 1917, режиссёр Г. В. Мендель, 1925, режиссёр П. Мерцбах, и 1972, режиссёр Х. Бальман; русский перевод 1875) терпит лишения после смерти покровителя: в его доме с ней обращаются как со служанкой, отказывают в домашних уроках. В лице сестры хозяина дома она обретает истинную наставницу, обучающую и воспитывающую её как родную дочь. Героиня романа «Вторая жена» («Die zweite Frau», 1874; русский перевод 1874) выходит замуж не по любви, при этом ей удаётся добиться расположения мужа и его сына от первого брака и построить семью, основанную на уважении и доверии.
В романе «В доме коммерции советника» («Im Hause des Commerzienrathes», 1876; экранизации 1917, режиссёр Г. В. Мендель, и 1975, режиссёр Х. Бальман; русский перевод 1876) представлена история девушки, которую опекун обманом лишает большей части наследства. Тем не менее она в год биржевой паники (1873) с умом распоряжается оставшимся имуществом, демонстрируя деловую хватку и силу характера.
В последнем опубликованном при жизни Марлитт романе «Дама с рубинами» («Die Frau mit den Karfunkelsteinen», 1885; экранизации 1917, режиссёр Г. В. Мендель, и 1985, режиссёр Д. Дамек; русский перевод 1898) героиня сопровождает родственника, профессора истории, в поездках и археологических изысканиях, что идёт вразрез с традиционными представлениями о воспитании девушек. Неоконченный роман «Совиный дом» («Das Eulenhaus», 1888; русский перевод 1898) завершён по заказу редакции Die Gartenlaube писательницей В. Хаймбург (1850–1912).
Произведения Марлитт сочетают сюжетную занимательность с социальной проблематикой – критикой аристократических и сословных привилегий, церковного догматизма. В них отстаиваются права женщин на образование, работу и общественную деятельность. Романы пользуются популярностью в Германии и за рубежом.