Махолёт
Махолёт, орнитоптер (от греч. ὀρνις, род. п. ὀρνιϑος – птица и πτερόν – крыло), летательный аппарат тяжелее воздуха, движителем которого является машущее крыло (имитирует движения крыльев птицы или насекомого). Крылья махолёта могут приводиться в движение силами пилота либо с помощью двигателя. Простейший махолёт – ортоптер (от греч. ὀρϑός – прямой, вертикальный и πτερόν – крыло), или «прямокрыл», – летательный аппарат, который использует для получения подъёмной силы прямой «удар» плоскостью крыла при движении его вниз; взмах вверх у него является пассивным. Интерес к махолётам связан с тем, что теоретически они могли бы иметь значительно более высокий кпд (по мнению В. П. Ветчинкина, 0,8–0,9), чем самолёты, использующие пропеллеры или реактивные двигатели для создания тяги. Исследования показывают, что отношение массы птицы к мощности её мускулов примерно то же, что и у человека. Крыло птицы совмещает 2 функции – движителя и собственно крыла, создавая одновременно тягу и подъёмную силу. Чтобы машущее крыло махолёта создавало подъёмную силу и тягу, необходимо, чтобы угол атаки во время движения крыла изменялся. Для соблюдения этого условия возможно использовать жёсткое, как у самолёта, крыло и изменять его угол атаки с помощью механического привода, или использовать гибкое крыло, у которого угол атаки изменяется за счёт изгибания самого крыла под действием сил сопротивления воздуха, что возможно на малых скоростях. Из-за этого противоречия возможная область применения махолётов ограничивается аппаратами небольшой массы, которые могли бы летать медленно. Создание махолёта, снабжённого двигателем и сложной системой передач движущегося крыла, представляет интерес главным образом с точки зрения развития теории динамики машущего крыла.