Майтацине
Майтаци́не (Maitatsine, на хауса – «тот, кто проклинает»), радикальное военизированное исламистское движение на севере Нигерии в первой половины 1980-х гг. Получило название по прозвищу его основателя Мохаммеда Марвы (соратники называли его также «махди», т. е. мессией); имело черты махдистской (мессианской) секты.
Последователи Марвы – «янтацине» (yan tatsine – «тот, кто кормится в сухой сезон») – в основном принадлежали к «гардава» (gardawa) – группам студентов медресе, мулл, имамов и других знатоков Корана, задачей которых было распространение и усиление влияния ислама в обществе, и к «янсирани» (yancirani) – молодым сельско-городским трудовым мигрантам. Особую категорию участников Майтацине составляли боевики-иммигранты из соседних с Нигерией государств, прежде всего из Чада и Нигера, имевшие опыт участия в вооружённых региональных конфликтах.
Основными причинами движения стали рост социального неравенства и соответственно напряжённости в стране в целом и в северных штатах в особенности, отсутствие доступа молодёжи к светскому образованию. Особую роль в оформлении движения играл отказ религиозных экстремистов, к которым принадлежал Марва, от признания светского характера нигерийского государства. Поскольку конституция 1979 г. и все последующие провозглашали отделение церкви от государства, экстремисты-шииты, составлявшие меньшинство по сравнению с суннитским большинством, последовательно отвергали основной закон и открыто отстаивали идею создания исламского государства. Острые дебаты в Конституционной ассамблее по поводу введения в северных штатах законов шариата, начавшиеся в конце 1970-х гг., создавали основу для межконфессионального размежевания и обострения ситуации в 1980-х гг. Подъёму фундаментализма в Нигерии способствовали также внешние факторы; отчасти деятельность Майтацине оказалась под влиянием успеха революции 1979 г. в Иране.
Движение Майтацине не имело чётко выраженной программы и идеологии, его участники призывали к борьбе за «чистоту ислама», таким образом выражая протест против существовавшего порядка вещей. В практику последователей секты входил временный захват мечетей с целью наказания мулл, общественных и государственных деятелей-мусульман за отход, как считали приверженцы Майтацине, от истинного ислама. Частью ритуально-обрядовой деятельности сектантов были похищения, калечения и убийства людей, торговля органами человеческого тела, изготовление и использование магических снадобий, т. е. то, что было свойственно доисламским языческим верованиям.
Движение Майтацине организовало несколько крупных акций протеста. В декабре 1980 г. под руководством Мохаммеда Марвы в северонигерийском городе Кано вспыхнули массовые беспорядки, направленные против приверженцев других религий. М. Марва предположительно был убит во время столкновений с правительственными войсками, но бунты, инициированные Майтацине, продолжались до 1987 г. Наиболее крупные волнения наблюдались в штатах Кадуна (1982), Йола (1984) и Баучи (1985).
Основные очаги движения подавлены правительственными силами в 1985 г., однако религиозный кризис в Нигерии так и не был преодолён. Религиозные бунты под эгидой движения Майтацине стали первой манифестацией исламского фундаментализма в Нигерии с опорой на шиитские группы. Одним из руководителей этих групп был будущий лидер «Боко Харам» Мохаммед Юсуф.