Ловинк Герт
Ло́винк Герт (Geert Lovink) (род. 1959, Амстердам), нидерландский теоретик медиа, исследователь социально-политических и экономических последствий цифровизации.
Образование и академическая деятельность
Г. Ловинк получил степень магистра социальных и политических наук в Амстердамском университете (1984). В 2002 г. защитил докторскую диссертацию в Мельбурнском университете.
С 2004 г. профессор-исследователь (лектор) в Амстердамском университете прикладных наук, где основал Институт сетевых культур. В 2005–2006 гг. научный сотрудник Института перспективных исследований в Берлине. В 2007–2017 гг. профессор теории медиа в Европейской высшей школе. С декабря 2021 г. профессор Амстердамского университета. Организатор многочисленных научных, в том числе международных, конференций по проблемам медиа, культуры.
Вклад в науку
Г. Ловинк провёл концептуализацию тактических медиа, связанных с нестандартным использованием медиа на стыке социального активизма и искусства. Полагал, что тактические медиа способны формировать временные консенсусы и необычные альянсы активистов. Выступал сторонником пересмотра самой сути социального, которое создают, соединяя пользователей между собой, программисты. Новые цифровые медиа дают освобождение от прежних кураторов, требуют постоянной вовлечённости, активности пользователей, однако приносят стрессы. Учёный анализирует и деструктивную роль цифровизации социальных отношений, когда у работника компании стирается чёткая грань между его личной жизнью и рабочим временем по причине сетевой доступности. Также он усматривает угрозы в том, что цифровые корпорации отслеживают пользовательское поведение, поисковые сервисы создают рейтинги не на основании правдивости, а на основании популярности информации. Это видно на примере роста популярности сетевых комментариев, привлекающих массу пользователей. Культуру интернет-комментария, по Ловинку, необходимо отличать от дискуссий и оценивать как инструмент, который ориентирован на прибыль цифровых корпораций.
Полное абстрагирование от сетевых коммуникаций означает социальную смерть человека, поэтому появляются такие компоненты медиафольклора, управляющиеся алгоритмами, как мемы и селфи. По Ловинку, мемы, сжимающие информацию, стали частью идеологического воздействия, инструментом политических акторов. Селфи же как целый социальный феномен является нашей имитацией друг друга, демонстрацией человеком собственного существования, призывом к сетевой поддержке и реакции со стороны знакомых. Селфи означает экзистенциальную неуверенность (в том числе и в плане идентичности), сосредоточенность на настоящем. Изучая феномен мэппинга – сетевой активности посредством цифровых карт, Ловинк обращает внимание на социально-политическую роль этих проектов. Исследуя причины краха таких политических движений, как «Захвати Уолл-стрит», Ловинк приходит к выводу, что проблемой движения была ограниченная способность формировать коалиции. Децентрализованная логика сетевых медиа проникает в культуру и влияет на властные отношения внутри современных движений. В этом виноваты и цифровые корпорации, ориентированные на закрепление слабых связей. В качестве решения этой проблемы учёный предлагает создавать оргнеты – социальные сети на основе сильных связей из единомышленников, ориентированных на конкретную работу. Идеи Г. Ловинка о социотехнической среде имеют важное значение для исследования политической реальности. Автор работ «Uncanny Networks» (2002), «Dark Fiber: Tracking Critical Internet Culture» (2002), «Zero Comments: Blogging and Critical Internet Culture» (2007), «Networks Without a Cause: A Critique of Social Media» (2012), «Social Media Abyss, Critical Internet Cultures and the Force of Negation» (2016). В России известен сборником своих эссе «Critical Theory of the Internet» (2019).