Лёчер Хуго
Лёчер Ху́го (Hugo Loetscher) (22.12.1929, Цюрих – 18.8.2009, там же), швейцарский немецкоязычный писатель, эссеист, журналист.
Из семьи механика. В 1948 г. поступил на филологический факультет Цюрихcкого университета, изучал германистику, однако из-за недовольства выбранной специальностью прервал учёбу. В 1950–1951 гг. изучал в Сорбонне политологию, социологию и историю экономики, затем в Цюрихском университете – философию, политологию, историю экономики. В 1956 г. защитил кандидатскую диссертацию «Политическая философия во Франции после 1945 г.» («Die politische Philosophie in Frankreich nach 1945»). Активно участвовал в деятельности Союза швейцарского студенчества. C конца 1950-х гг. работал литературным критиком в газете Neue Zürcher Zeitung. В 1958–1962 гг. входил в состав редакционного комитета журнала Du.
В 1960 г. дебютировал как драматург «Пьесой в 26 картинах» («Stück in 26 Bildern»); в том же году по ней поставлен спектакль «Конец смены» («Schichtwechsel») в цюрихском театре «Шаушпильхаус» (режиссёр Х. Лёффлер).
В 1963 г. опубликовал роман «Сточные воды. Заключение эксперта» («Abwässer. Ein Gutachten»). Жизнь швейцарского города показана в нём глазами инспектора очистных сооружений. Произведение поднимает проблемы, кроющиеся за внешней благоустроенностью и благополучием государства. Роман «Вязальщица венков» («Die Kranzflechterin», 1964) – одна из наиболее известных книг писателя, посвящённая истории эмигрантки, зарабатывающей на жизнь изготовлением венков для усопших.
В 1964–1969 гг. входил в состав редакции газеты Weltwoche («Неделя в мире»). С 1965 г. продолжительное время путешествовал по Южной Америке, Юго-Восточной Азии; путевые впечатления нашли отражение в публицистике 1970-х гг. В 1967 г. вышел роман «Ной. Роман об экономическом чуде» («Noah. Roman einer Konjunktur», русский перевод 2000). В произведении сатирически переосмысляется библейский сюжет: Ной предстаёт расчётливым дельцом, постройка ковчега – масштабным финансовым предприятием, первоначально обеспечивающим государству экономическое процветание, однако заканчивающимся крахом.
Центральное произведение – роман «Неуязвимый» («Der Immune», 1975). Повествование, стирающее границы между вымыслом и реальностью, выполнено в коллажной технике: книга состоит из путевых заметок, репортажей, дневниковых записей. Этот роман принято относить к числу первых постмодернистских произведений в швейцарской литературе. В 1976 г. выпустил книгу эссе о швейцарском национальном самосознании «Открытие Швейцарии и прочее» («Die Entdeckung der Schweiz und anderes»). В 1979 г. вышла повесть «Мир чудес. Встреча в Бразилии» («Wunderwelt. Eine brasilianische Begegnung»), показывающая Бразилию страной с величайшим культурным наследием и серьёзными экономическими проблемами. В 1981 г. опубликовал повесть «Осень в городе Большого Апельсина» («Herbst in der Grossen Orange», фрагменты в русском переводе 2002), посвящённую жизни Лос-Анджелеса. В 1986 г. опубликован роман «Документы Неуязвимого» («Die Papiere des Immunen»); в 1999 г. – роман «Глаза мандарина» («Die Augen des Mandarin»), имевший особенный успех у критики. В 2002 г. выпустил сборник рассказов «Горб. Истории» («Der Buckel. Geschichten»). Воспоминания о Ф. Дюрренматте, с которым Х. Лёчер был дружен, вошли в книгу «Читать вместо того, чтобы карабкаться. Эссе о литературной Швейцарии» («Lesen statt klettern. Aufsätze zur literarischen Schweiz», 2003).
Прозу Х. Лёчера отличают ироничность и особый синтез документального и фикционального начал.
Также писал об истории фотографии: «Фотография в Швейцарии с 1840 по сегодняшний день» («Photographie in der Schweiz von 1840 bis heute», 1974).
Член-корреспондент Немецкой академии языка и поэзии (1984). Президент Cоюза писателей Швейцарии (1986–1989), президент Швейцарского фонда фотографии (Fotostiftung Schweiz) (1987–1992).
Литературная премия Цюриха (1972), Премия Шиллера (1992).
Награждён Национальным орденом Южного Креста за заслуги перед бразильской культурой (1994).