Лима (археологическая культура)
Ли́ма (Lima), археологическая культура 1 в. до н. э. – 7 в. н. э. в долинах Чанкай, Чильон, Римак, Лурин (центральное побережье современного Перу). Названа по современному г. Лима, в черте которого известны многочисленные памятники Лимы. Керамический стиль Лима (первоначально назван «прото-Лима») выделен немецким археологом М. Уле в конце 19 в. при раскопках поселения Ньеверия, близ г. Лима.
Культура Лима сложилась на основе традиций пришельцев – горцев (изготавливали керамику, расписанную белым по красному фону, разводили лам), под натиском которых погибла культура Чавин в последних веках до нашей эры. Ранний период Лимы (до середины 3 в. н. э.; часть археологов исключают его из «собственно» Лимы) характеризуют несколько керамических стилей, на основе которых формируется стиль «собственно» Лимы (другие названия – «Ньеверия», «Маранга»). Для него показательна керамика, украшенная чёрной, белой, красной, иногда оранжевой росписью (ступеньки, треугольники, полосы, кружки, шевроны), налепными, тщательно проработанными фигурами людей и животных, часто – ягуаров. Шарообразные сосуды с ручкой-мостиком рассматривают как свидетельство влияния с юга (культуры Наска), наличие изображений – с севера (Мочика). Специфичны фляги в виде женской груди и горшки на трёх ножках (триподы). Медь, золото, серебро представлены мелкими изделиями (щипчики, булавки и т. п.). Трупоположения в ямах, вытянутые, обычно лицом вниз, на подстилке из тростника. Сохранились фрагменты хлопчатобумажных, редко шерстяных тканей с полотняным и ковровым плетением. В основе хозяйства – орошаемое земледелие (кукуруза, фасоль, арахис) и морское рыболовство.
В 5 в. Лима, по-видимому, представляла собой раннегосударственное образование со столицей на территории современного г. Лима, включавшей поселение Кахамаркилья (крупнейшее для Лимы) и комплекс Маранга (другое название Арамбуру), где обнаружены основания ступенчатых пирамид с пандусом по центру одной из сторон – платформы 270 × 100 × 15 м (аналогичные пирамиды найдены и в других местах). Монументальные сооружения возведены из прямоугольного сырцового кирпича (обычно 18 × 13 × 8 см), нередко поставленного на ребро, рядовые постройки – из необработанного камня и глины. Судя по находкам керамики Лимы, в сфере влияния этой культуры находились некоторые горные местности в верховьях рек, текущих к океану. Около 500 г. в долине Лурин возник храмовый центр, сохранявшийся до прихода испанцев, в эпоху государства инков известный как Пачакамак.
В 6–7 вв. территория Лимы вошла в сферу влияния культуры или стала частью государства Уари. Появляются богатые захоронения с полихромной керамикой, являющейся локальным вариантом керамики Уари: кубки-керо, двухкамерные сосуды в виде фигуры человека, от затылка которого перекинута ручка-мостик к узкому высокому горлу, увенчивающему заднюю шарообразную камеру, и др.; расписывались изображениями существ с чертами хищных птиц и ягуаров. Погребённые в положении сидя помещены внутри «кокона» из тканей, увенчанного искусственной головой с личиной. Гибель Лимы связана с перемещениями в 8–9 вв. этнических групп на большей части территории Перу и гибелью всей культурной общности Уари. Около 10 в. на месте Лимы складываются культуры Чанкай и Уанчо, унаследовавшие немногие черты Уари и сильно отличающиеся от Лимы.