Чавин
Чави́н (Chavín), археологическая культура конца 2-го – 2-й трети 1-го тыс. до н. э. на севере т. н. Перуанского нагорья. Название – по руинам Чавин-де-Уантар в бассейне реки Мосна (3150 м над уровнем моря). Описания П. Сьесы де Леона (1553) и других испанских хронистов 16–17 вв., перуанских и европейских исследователей с 19 в. Раскопки иезуитов в 1630–1650-х гг., археологов Перу и США с 1919 г., основные – в 1940–1970-х гг., с 1998 г.
Площадь Чавин-де-Уантар 50 га; монументальная архитектура 12–6 вв. до н. э., население 2–3 тыс. человек. Церемониальный центр (около 10 га) включает комплекс ступенчатых каменных платформ высотой до 15 м и 3 углублённые площади с рельефными фризами (ягуары, воины с оружием и галлюциногенными кактусами в руках, мифические существа), П-образный комплекс из каменных плит («Старый храм»), который достраивался на юг («Новый храм»). Найдены: антропо- и зооморфная каменная скульптура; свидетельства гончарства, ткачества, обработки раковин, обсидиана, ювелирного дела и др. Оставлен между 5 и 3 вв. до н. э., возможно после землетрясения. Включён в список Всемирного наследия.
Характерный для Чавин стиль изображений на керамике, мелкой скульптуре (образы кошачьих, хищных птиц, аллигатора) сформировался на основе прибрежной культуры Куписнике, был распространён на нагорье и побережье в конце 2-го – 1-й половине 1-го тыс. до н. э. Синхронные Чавин-де-Уантар памятники на севере нагорья (Пакопампа, Кунтур-Уаси, Лайсон, Палька) и на побережье (Серро-Бланко, Уака-Партида, Кабальо-Муэрто и др.) часто включают в т. н. традицию Чавин. В 1930–1980-х гг. считалось, что Чавин лежит в основе всех древнеперуанских культур; ныне эта теория отвергнута.