Летающая лодка
Лета́ющая ло́дка, гидросамолёт, нижняя часть фюзеляжа которого выполнена в виде лодки. Создание летающей лодки вызвано необходимостью увеличения габаритных размеров гидросамолётов с целью размещения пассажиров и оборудования. Различают однолодочную, двухлодочную (типа катамаран) и интегральную схемы летающей лодки (последняя наиболее целесообразна для тяжёлых многоцелевых океанских гидросамолётов). Помимо высоких аэродинамических и взлётно-посадочных характеристик обычного самолёта, летающая лодка обеспечивает основные мореходные качества (плавучесть, продольную и поперечную остойчивость, глиссирование, управляемость, непотопляемость и др.), т. е. возможность эксплуатации в акваториях при определённых гидрометеорологических условиях (скорость и направление ветра, форма, высота и длина волн воды и др.).
Летающей лодке придают плавнообтекаемую, заострённую к носу и корме форму, отличающуюся килеватой формой днища, с резко выраженным волнорезом в носовой части. На днище лодки располагаются поперечные реданы (уступы на днище летающей лодки для срыва водяного потока или струй), один – вблизи центра инерции, другой – в кормовой части лодки. В целях повышения мореходности на носовой части днища лодки иногда помещают продольные реданы. Вследствие высокого расположения центра инерции однолодочная схема неостойчива в поперечной плоскости, поэтому она снабжается двумя подкрыльными поплавками или жабрами (пластины трапециевидной формы, которые крепятся к бортам летающей лодки в средней части, обеспечивая поперечную остойчивость). Для придания непотопляемости объём летающей лодки разбивают водонепроницаемыми переборками на герметичные отсеки, позволяющие лодке сохранять плавучесть и остойчивость при повреждении конструкции и затоплении отдельных отсеков.
В начале 21 в. наиболее крупным и эффективным гидросамолётом в мире является многоцелевой самолёт-амфибия – летающая лодка Бе-200 (Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М. Бериева, первый полёт 24 сентября 1998). Основные лётно-технические характеристики: размах крыла 32,78 м; длина самолёта 32,05 м; высота самолёта 8,9 м; максимальная взлётная масса с суши 37900 кг, с воды – 37200 кг; максимальная полезная нагрузка (масса воды, принимаемая в баки) 12000 кг; минимальная высота сброса воды 40 м; скорость полёта 710 км/ч; максимальная дальность полёта 3600 км; максимальная дальность полёта с максимально полезной нагрузкой 1400 км; длина разбега (суша/вода) 700/1000 м; высота полёта 8000 м; мореходность 3 балла; высота волны до 1,2 м; обеспечивает перевозку до 50 пострадавших. Летающая лодка Бе-200 предназначена для выполнения широкого круга задач: тушения пожаров, оказания помощи в чрезвычайных ситуациях (поиска пропавших без вести и терпящих бедствие на воде), грузовых и пассажирских перевозок, а также для патрулирования территориальных вод.