Лавгроув Росс
Ла́вгроув Росс [Ross Lovegrove; Росс Найджел Лавгроув (Ловгроув), Ross Nigel Lovegrove] (род. 16.8.1958, Кардифф), британский дизайнер валлийского происхождения.
Окончил Манчестерский политехнический институт (1980) и Королевский колледж искусств в Лондоне (1983). Карьеру дизайнера начал в 1982 г. в западногерманской компании Frogdesign, где занимался проектами компьютеров для Apple и плееров марки Walkman для Sony, затем работал в Knoll International в Париже, создав серию офисной мебели Alessandri. Вместе с Ж. Нувелем и Ф. Старком под эгидой объединения дизайнеров Atelier de Nîmes консультировал компании Cacharel, Louis Vuitton, DuPont, Hermès. Вернувшись в Англию в 1986 г., основал дизайн-студию совместно с Дж. Брауном, а в 1990 г. – собственное бюро Lovegrove Design Studio.
Работает над разнообразными проектами: от интерьеров самолётов (Japan Airlines Skysleepersolo First Class Seat, 1998–2002) до звуковых колонок (Muon, 2005–2007) и напечатанных на 3D-принтере металлических флаконов для первых духов «Формулы-1» (2019). Среди его заказчиков – компании, выпускающие мебель, светильники и предметы интерьера (Moroso, Kartell, Vitra, Driade, Cappellini и др.), производители автомобилей и самолётов, авиакомпании (Peugeot, Renault, Airbus, Japan Airlines), марки одежды и аксессуаров (Issey Miyake, TAG Heuer и др.), концерн LVMH.
Лавгроув, представитель органического направления в дизайне («органического эссенциализма» и «индустриальной биологии»), применяет передовые технологии и материалы. Свою работу он связывает с искусством (в первую очередь скульптурой), использует антропоцентрический подход, а идеи ищет в природных формах, научных разработках в области химии, физики, биологии, антропологии и экологии. Дизайн Лавгроува основан на использовании минимального количества материала при максимальной пластической выразительности текучих объёмов. Он называет свои произведения «обезжиренными» (англ. fat-free), подчёркивая, что все необходимые формы уже существуют в природе, а дизайнеру надо найти подходящий материал и оставить от объекта только «скелет».
Так, асимметричная форма бутылки для питьевой воды Tŷ Nant (2000–2002) как будто отражает саму сущность воды. Работая над образцами мебели, Лавгроув стремится к чувственному и одновременно эргономичному дизайну. Стул «Кость» («Bone», 1994, древесина клёна) с предельно биоморфной формой действительно напоминает скелет. «Go» (1998–2001) с плавными изгибами стал первым в мире стулом, сделанным из магния – металла более лёгкого, чем алюминий. В «Сверхъестественном стуле» («Supernatural chair», 2005–2008) Лавгроув придал полимеру форму методом впрыскивания газа: технология позволила уменьшить количество использованного материала и массу предмета и повысить его прочность.
Среди новейших материалов, которые использует Лавгроув, – стеклопластик, сверхпрочное полимерное волокно кевлар, углепластики, углеволокно, биополимеры. Перспективным направлением он считает биологическое «выращивание» предметов с жизненным циклом, что позволит сократить объём производства и потребление ресурсов. Активно исследует возможности 3D-печати: для собственной студии в Лондоне создал методом лазерной стереолитографии лестницу «ДНК» (2005) с перилами, которые закреплены только в двух точках.
Предметы Лавгроува часто отсылают к миру живых организмов: например, ребристая поверхность алюминиевого стула «Diatom» (2013–2015) напоминает об окаменевших диатомовых водорослях. Среди светильников знаковыми стали проект уличного фонаря для Вены «Солнечное дерево» («Solar Tree», 2006–2010), не зависящего от городской электрической сети, гибкие светильники «Pyrosome» (2017), вдохновлённые морскими животными – пиросомами, и проекты для компании Artemide, которые стирают грань между функциональным предметом интерьера и скульптурой: «Ртуть» («Mercury», 2008), «Космический ангел» («Cosmic Angel», 2009), «Космическое облако» («Space Cloud», 2014), «Chlorophilia» (2015) и др.
Лавгроув также занимается дизайном транспортных средств: велосипед с рамой из цельного ствола бамбука и с откидным рулём для датского производителя Biomega (2001–2008), проект автомобиля на солнечных батареях с кристаллами Swarowski (2006), «концепт» электромобиля Twin’Z для Renault с элементами биомиметики (2013; фары напоминают радужку и зрачок человеческого глаза). Среди архитектурных проектов (в основном не реализованы) – капсула в Альпах для отдыха альпинистов (2005–2008).
Королевский промышленный дизайнер (2003).