Культура гребенчато-ямочной керамики
Культу́ра гребе́нчато-я́мочной кера́мики, культурно-историческая область развитого неолита в лесной и отчасти лесостепной полосе Восточной Европы и Фенноскандии.
Выделяются 2 зоны: обширная северо-западная [Аландские острова, прибрежные и внутренние районы Финляндии, Карелия (кроме самых северных районов), Приладожье, Прионежье, Ленинградская, Новгородская и Псковская области России, Эстония, Латвия, северо-восточная Литва, северная Белоруссия] и северо-восточная (Среднее Поволжье до устья Камы и Камско-Вятское междуречье). Население обеих зон вело комплексное присваивающее хозяйство – охота, рыболовство и собирательство.
Северо-западная зона культуры гребенчато-ямочной керамики
Памятники северо-западной зоны выделены в самостоятельную археологическую культуру «типичной гребенчатой керамики» в конце 1920-х гг. финским археологом А. Эйряпяя (Эуропеусом). Сам тип посуды, названный «типичная гребенчатая керамика», выделен в немецкой (die typische Kammkeramik) и финской (tyypillinen kampakeramiikka) литературе в начале 20 в. В советской литературе название «гребенчато-ямочная керамика» для отличия от ямочно-гребенчатой из-за доминирования гребенчатого штампа впервые предложено, видимо, М. Е. Фосс (Фосс М. Е. Древнейшая история Севера Европейской части СССР. Москва, 1952. С. 48).
Поселения с наземными и углублёнными в землю постройками со столбовыми конструкциями. В Восточной Прибалтике на позднем этапе известны погребения (грунтовый могильник Звейниеки, Тамула и др.). Трупоположения вытянуты на спине, редко на животе, ориентированы головой на восток или на запад, присыпаны охрой. Среди погребального инвентаря – янтарные и сланцевые украшения. Антропологический тип определяется как мезокранный.
Керамические сосуды в основном полуяйцевидной формы с приострëнным или округлым дном; в тесте преимущественно минеральные добавки (дресва и песок). Поверхность сосудов от венчика до днища покрывал глубокий рельефный орнамент из чередующихся зон вертикальных, горизонтальных или косых оттисков гребенчатого штампа, разделённых горизонтальными рядами крупных конических ямочных вдавлений. Яркая отличительная особенность орнаментации посуды – наличие выполненного гребенчатым штампом геометрического узора в виде «лесенок» (диагональные полосы), «флажков» (расположенные в один ряд ромбы в верхней части сосуда), треугольников, косой сетки и др. Встречаются сосуды, украшенные фризами с изображением водоплавающих птиц, в редких случаях в сочетании с антропоморфными фигурами.
Повсеместно распространены орудия из местного и привозного кремня (с Валдая) – наконечники стрел, скребки, ножи, свёрла и проколки. В Карелии, Финляндии и в Восточной Прибалтике преобладали рубящие и режущие орудия из местных пород кварца, сланца, лиддита. Встречаются янтарные украшения, поступавшие из Восточной Прибалтики.
Радиоуглеродные даты колеблются в пределах 3900–3500 гг. до н. э. Население культуры типичной гребенчато-ямочной керамики появилось на территориях, ранее занятых ранненеолитическими культурами: Сперрингс, нарвской и неманской культурами, культурно-исторической области ямочно-гребенчатой керамики (культура гребенчато-ямочной керамики также рассматривается как финальный этап развития культурно-исторической области ямочно-гребенчатой керамики).
В позднем неолите – начале эпохи раннего металла культуру типичной гребенчато-ямочной керамики сменили различные группы памятников с пористой керамикой (нёсшие традиции гребенчато-ямочной и гребенчатой керамики), а также культурной общности (области) шнуровой керамики.
Северо-восточная зона культуры гребенчато-ямочной керамики
Северо-восточная группа культуры гребенчато-ямочной керамики (средневолжский вариант балахнинской культуры) выявлена в 1950-х гг. А. Х. Халиковым, в основе современных представлений – работы В. П. Третьякова и В. В. Никитина.
Жилища в плане преимущественно прямоугольных или квадратных очертаний, слабо углублённые или полуземлянки со столбовыми конструкциями и перекрытиями двускатной или конической формы.
Посуда изготавливалась из глины с примесью крупнозернистого песка или дресвы и шамота; в поздний период преобладала примесь органики. Сосуды остро- или круглодонные, полуяйцевидной формы, иногда с выраженной невысокой шейкой. Расположение орнамента горизонтально-зональное, зоны наклонных или вертикально поставленных оттисков гребенчатых штампов чередуются с рядами круглых, глубоких, выполненных белемнитами ямок; реже использовались оттиски перевитого шнура, наколы и др. На отдельных сосудах встречается мотив водоплавающей птицы.
Гребенчатые штампы из сланца или кремнёвых плиток, сланцевые подвески со сверлинами и фигурный кремень.
Каменные изделия в основном из кремня на отщепах, реже – на удлинённых пластинах, в том числе ножи, скребки, наконечники стрел и копий. Также использовались известняк, доломит, гранит и др. Выделяются прекрасно шлифованные желобчатые долота и стамески, клиновидные топорики из разных материалов.
Согласно радиоуглеродным данным, северо-восточная зона культуры гребенчато-ямочной керамики датируется началом – серединой 4-го тыс. до н. э. Её происхождение связано с проникновением в восточные районы Среднего Поволжья групп населения волго-окского круга (балахнинская культура), а в дальнейшем её носители контактировали с населением волго-камской культуры. Северо-восточная зона культуры гребенчато-ямочной керамики стала основой сложения волосовской культуры.