Коста-Рика. Литература
Литерату́ра Ко́ста-Ри́ки, совокупность художественных произведений, созданных на территории Коста-Рики. Развивается на испанском языке.
Литература рубежа 19–20 вв.
История литературы Коста-Рики восходит к поэтическому альманаху «Коста-риканская лира» («La lira costarricense», 1890–1891) и к творчеству наиболее читаемого национального поэта Акилео Эчеверрии (Aquileo Echeverría, 1866–1909). Его пронизанная фольклорными мотивами лирика направила коста-риканскую литературу в русло костумбризма, эстетическая основа которого проявлялась до 1980-х гг. в интересе к сельской тематике, колоритной детали и в повышенной значимости документального начала: сборники «Романсы» («Romances», 1903), «Крестьянские мотивы» («Concherías», 1905).
На рубеже 19–20 вв. складывалась костумбристская проза, преимущественно в малых жанрах «картины нравов», зарисовки, рассказа, объединённых в сборники: «Живописная Коста-Рика» («Costa Rica Pintoresca», 1899) Мануэля Аргуэльо Моры (Manuel Argüello Mora, 1845–1902), «Коста-риканские рассказы» («Cuentos Ticos», 1901) Рикардо Фернандеса Гуардии (Ricardo Fernández Guardia, 1867–1950). В рассказах наиболее популярного писателя этого периода Мануэля Гонсалеса Селедона (Manuel González Zeledόn, 1864–1936, псевдоним Магон, Magόn), близких к жанру анекдота, идеализирован патриархальный сельский мир (сборник «Собственная», «La propia», 1909). Создатель национального романа – Хоакин Гарсиа Монхе (Joaquín García Monge, 1881–1958): его романы «Сиротка» («El moto», 1900) и «Дочери полей» («Las hijas del campo», 1900), тесно связанные с эстетикой костумбризма, обнаруживают черты натурализма и реализма.
Литература 1-й половины 20 в.
В 1-й трети 20 в. костумбристский рассказ оставался ведущим жанром. С попытки освоения романной формы начала свой творческий путь Кармен Лира (Carmen Lyra, псевдоним; настоящее имя Мария Исабель Карвахаль Кесада, María Isabel Carvajal Quesada, 1888–1951), которая прославилась книгой «Сказки моей тёти Панчиты» («Cuentos de mi tía Panchita», 1920), написанной выразительным простонародным языком.
Тенденции испаноамериканского модернизма и авангарда, оставшиеся в коста-риканской литературе периферийными, наиболее отчётливо проявились в творчестве Макса Хименеса (Max Jiménez, 1900–1947) – писателя, живописца и скульптора, в поэзии Роберто Бренеса Месена (Roberto Brenes Mesén, 1874–1947), автора сборников «В тишине» («En el silencio», 1907), «Пасторали и гиацинты» («Pastorales y jacintos», 1917) и др. Стиль рассказов Луиса Доблеса Сегреды (Luis Dobles Segreda, 1889–1956) и Карлоса Саласара Эрреры (Carlos Salazar Herrera, 1906–1980) близок к импрессионизму.
Обособленное явление представляет собой поэзия Хосе Марии Альфаро Купера (José María Alfaro Cooper, 1861–1939), плодовитого лирика, автора 3-томной религиозной поэмы «Эпопея креста» («La epopeya de la cruz», 1921), отличающейся строфическим и ритмическим разнообразием.
В начале 1940-х гг. обозначился новый период коста-риканской литературы, характеризующийся стремительным развитием романного жанра. Роман «Педро Арнаэс» («Pedro Arnáez», 1942) Хосе Марин Каньяса (José Marín Cañas, 1904–1980) – первый образец психологической прозы в национальной литературе. Йоланда Ореамуно (Yolanda Oreamuno, 1916–1956) в романе «Путь её бегства» («La ruta de su evasión», 1948) ввела в литературу Коста-Рики темы секса и подсознания, использовала новаторские техники (внутренний монолог, поток сознания, нелинейное повествование).
Основоположник пролетарской литературы Коста-Рики – Карлос Луис Фальяс (Carlos Luis Fallas, 1909–1966): сборник рассказов «Люди и людишки» («Gente y gentecillas», 1947), роман «Маркос Рамирес» («Marcos Ramírez», 1952). Центральная тема социальных романов Фабиана Доблеса (Fabián Dobles, 1918–1997) – отношения человека с землёй: «Тот, кого называют народом» («Ese que llaman pueblo», 1942), «Мутные воды» («Aguas turbias», 1943), «Потрескавшаяся земля» («El sitio de las abras», 1950). Крупнейший коста-риканский прозаик Х. Гутьеррес синтезировал в своём творчестве тенденции социального, пролетарского, психологического и костумбристского романа.
Литература 2-й половины 20 в.
В творчестве романистов 1960-х гг. элементы костумбристской эстетики ослабевали, ощутимее становились психологическая и философская тенденции наряду с экспериментами в области формы. Кармен Наранхо (Carmen Naranjo, 1928–2012) остро поставила проблему дегуманизации в романах «Не лаяли псы» («Los perros no ladraron», 1966), «Дневник множества» («Diario de una multitud», 1974), «Воспоминания человека-слова» («Memorias de un hombre palabra», 1968). Психологическая проза Хульеты Пинто (Julieta Pinto, 1921–2022) отмечена тематическим разнообразием: сборники «Если б можно было слышать тишину» («Si se oyera el silencio», 1967), «Маргиналы» («Los marginados», 1970), роман «Эхо шагов» (1979, о гражданской войне в Коста-Рике в 1948). Кинсе Дункан (Quince Duncan, род. 1940) ввёл негритянскую тему и проблемы расовой самоидентификации: роман «Четыре зеркала» («Los cuatro espejos», 1973). Альберто Каньяс (Alberto Cañas, 1920–2014) – основоположник национального сатирико-политического романа: «С Новым годом, Чавес Чавес» («Feliz año Chaves Chaves», 1975), «Дом в Баррио-дель-Кармен» («Una casa en el Barrio del Carmen», 1976).
С 1980-х гг. для коста-риканской прозы характерны отход от реалистических форм и обращение к экспериментальной повествовательной технике. В центре внимания – столкновение личности с бездушной государственной машиной, среди героев на первый план выдвинулись криминальные элементы, нищие, проститутки, сексуальные меньшинства: романы «Лимон-блюз» («Limón Blues», 2002) Анакристины Росси (Anacristina Rossi, род. 1952), «Глаза маски» («Los ojos del antifaz», 1999) Адриано Корралеса Арьяса (Adriano Corrales Arias, род. 1958), «Пасмурная.сom» («Nebulosa.com», 2007) Гильермо Фернандеса Альвареса (Guillermo Fernández Álvarez, род. 1962).
В коста-риканской поэзии 2-й половины 20 в. выделились Хорхе Дебраво (Jorge Debravo, 1938–1967), один из основоположников социальной пролетарской поэзии, и Лауреано Альбан (Laureano Albán, 1942–2022), представлявший философскую, универсалистскую тенденцию в сборниках «Этот человек» («Este hombre», 1966), «Сонеты на каждый день» («Sonetos cotidianos», 1978), «Наедине с ночью» («Aunque es de noche», 1983) и др. Поэзия Альфонсо Часе (Alfonso Chase, род. 1944) обращена во внутренний мир человека и пронизана трагической темой его двойственности. Среди других поэтов поколения: Освальдо Саума (Osvaldo Sauma, род. 1949), Карлос Франсиско Монхе (Carlos Francisco Monge, род. 1951), Анна Истару (Ana Istarú, род. 1960).
Литература 21 в.
В начале 21 в. экспериментальную тенденцию прозы продолжили Татьяна Лобо (Tatiana Lobo, 1939–2023) в романе «Сердце молчания» («El corazόn del silencio», 2004) и Уриель Кесада (Uriel Quesada, род. 1962) в рассказах «Далеко, так далеко» («Lejos, tan lejos», 2004), «Убегающий путешественник» («Viajero que huye», 2008). Бо́льшая часть произведений Карлоса Моралеса Кастро (Carlos Morales Castro, род. 1947), писателя и журналиста, посвящена исторической, политической и военной тематике; его второй роман – «Осиный бунт» («La rebeliόn de las avispas», 2008) – поднимает вопросы гендерного неравенства и вечной борьбы мужского и женского начал.
В 2010 г. Национальную премию Акилео Эчеверрии разделили романы «Лабиринт палача» («El Laberinto del verdugo», 2009) Хорхе Мендеса Лимбрика (Jorge Méndez Limbrick, род. 1954) и «Красное лето» («Verano rojo», 2010) Даниеля Кироса (Daniel Quirόs, род. 1979). Эти произведения зародили в современной прозе Коста-Рики традицию «чёрных романов» (novelas negras), которые освещают мир криминала и ставят перед читателями вопросы о дееспособности власти. Помимо поэтики детектива в этих романах прослеживаются черты готического оккультизма. Среди коста-риканских авторов «чёрных романов»: Марио Сальдивар Ривера (Mario Zaldívar Rivera, род. 1954), Оскар Нуньес Олива (Óscar Núñez Oliva, род. 1955), Родриго Сото (Rodrigo Soto, род. 1962), Гильермо Фернандес (Guillermo Fernández, род. 1964) и Уоррен Ульоа Аргуельо (Warren Ulloa Argüello, род. 1981).
Современная коста-риканская поэзия малоизвестна за пределами страны. Среди наиболее популярных в Коста-Рике поэтических сборников: «Стихи для раскаявшихся» («Poemas para arrepentidos», 2003), «Дома памяти» («Las casas de la memoria», 2005) и «Тайные листы» («Hojas furtivas», 2007) Хульеты Доблес (Julieta Dobles, род. 1943); «Луна в Игре в классики» («La Luna en la Rayuela», 2007) и «Голоса, досуги и другие вещи» («Las voces, los oficios y otras cosas», 2008) Эрика Хиля Саласа (Erick Gil Salas, род. 1955); «Вода» («Agua», 2010) Сильвии Кастро Мендес (Silvia Castro Méndez, род. 1959); «Колыбельная на ядовитую ночь» («Arrullo para la noche tóxica», 2005), «Кинотеатр в подвале» («Cine en los sótanos», 2011), «Пруссия» («Prusia», 2017), «Сэд Хилл» («Sad Hill», 2019) Альфредо Трехоса (Alfredo Trejos, род. 1977); «Граница времени» («El umbral de las horas», 2006) и «Ослеплённая» («La deslumbrada», 2013) Мии Гальегос (Mía Gallegos, род. 1953).
Ключевая фигура коста-риканской драматургии 21 в. – Хорхе Арройо (Jorge Arroyo, род. 1959), четырежды получивший Национальную премию Акилео Эчеверрии: пьесы «Первая родина – трудолюбивые люди» («La patria primera – hombres de fecunda labor», 2002), «Фигероа: нотариус из неслыханной страны» («Figueroa: notario de la patria inedita», 2006). В пьесе «Пылающий факел: Хуан Сантамария, или Божий гнев» («La tea fulgurante: Juan Santamaría o las iras de un dios», 2005) пересказал историю национального героя Коста-Рики Хуана Сантамарии. Среди молодых драматургов выделяется Брайан Виндас Вильяреаль (Bryan Vindas Villarreal, род. 1989), написавший пьесу «Бумажные девочки» («Niñas de papel», поставлена в 2018, опубликована в 2021) под впечатлением от пожара, который произошёл в гватемальском детском доме 8 марта 2017 г.