Корвет проекта 20380
Корве́т прое́кта 20380, подкласс многоцелевых надводных кораблей Военно-Морского Флота (ВМФ) Российской Федерации, первый отечественный многофункциональный корабль 2 ранга ближней морской зоны.
Корвет (КРВ) предназначен для ведения боевых действий против надводного, подводного и воздушного противника в ближней морской зоне, боевого охранения корабельных группировок, конвоев, поражения береговых объектов артиллерийским оружием, для охраны морской государственной границы и экономической зоны.
Многофункциональность КРВ обеспечивается наличием комплексов противокорабельного, противовоздушного и противолодочного/противоторпедного оружия, радиолокационных и гидроакустических средств обнаружения противника и комплексов радиоэлектронной борьбы. Впервые для отечественных кораблей такого водоизмещения предусмотрено базирование противолодочного вертолёта. В проекте 20380 и его последующих модификациях реализованы новейшие достижения науки и техники по снижению радиолокационной заметности, гидроакустического поля и теплового излучения корабля.
Создание корабля
Головной КРВ проекта 20380 (проектный шифр «Корвет-1») разрабатывался как универсальный малый сторожевой корабль, но впоследствии в ВМФ был переклассифицирован в корвет. Принят на вооружение (в состав ВМФ) в 2008 г. Проектант – Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург). Генеральный конструктор корабля – А. В. Шляхтенко, главный конструктор – И. Н. Иванов. За создание и освоение строительства корвета группа инженеров, конструкторов и судостроителей удостоена премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники за 2011 г.
Корвет проекта 20380 и его модификации (проекты 20382, 20385 и 20386) относятся к боевым кораблям 4-го поколения. Проект 20382 «Тигр» является экспортной модификацией проекта 20380.
Основные тактико-технические характеристики кораблей
Стандартное водоизмещение кораблей проектов 20380, 20382/20385 – 1800/2430 т, длина 104,5/106,3 м, ширина 13,0 м, наибольшая осадка 7,95 м. Главная энергетическая установка (ГЭУ): 2 двухвальных дизель-дизельных агрегата ДДА-12000 общей мощностью 24 тыс. л. с. (17,652 МВт), обеспечивают скорость до 27 уз (50,0 км/ч). Дальность плавания 4000 миль (7400 км) на экономической скорости 14 уз, автономность 15 сут. Экипаж 100 человек.
Отличительными характеристиками КРВ проекта 20386 являются: увеличенные длина корабля – 109 м и его водоизмещение – 3400 т. Тип ГЭУ изменён: 2 дизель-газотурбинных двигателя общей мощностью 27 тыс. л. с. (20,58 МВт), которые смогут обеспечить скорость до 30 уз (56,0 км/ч) и дальность плавания до 5000 миль (9300 км). В настоящее время ведётся переработка проекта для дальнейшего развития инновационных решений.
Вооружение КРВ проекта 20380: противокорабельный ракетный комплекс (ПКРК) «Уран» [2 четырёхконтейнерные пусковые установки (ПУ), 8 противокорабельных ракет Х-35У]; зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) «Редут» (на головном КРВ – зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Кортик-М»); переносные ЗРК; 2 четырёхтрубных торпедных аппарата (ТА); две 30-мм шестиствольные артиллерийские установки (АУ) АК-630М и одна 100-мм АУ А-190. Новизной КРВ проекта 20385 является замена ПКРК «Уран» на универсальный ракетный комплекс (8 вертикальных ПУ для ракет «Калибр», «Оникс» или «Циркон»).
Радиотехническое вооружение: на первых шести кораблях размещены радиолокационная станция (РЛС) общего обнаружения и РЛС целеуказания управляемому ракетному оружию «Монумент-А», а на седьмом и последующих кораблях – многофункциональный радиолокационный комплекс «Заслон»; внутрикилевая гидроакустическая станция (ГАС) «Заря-2», буксируемая ГАС «Минотавр-М», опускаемая ГАС «Анапа-М», система спутниковой навигации СН-3101; боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Сигма-20830»; система управления огнём 5П-10-02 «Пума»; системы радиоэлектронного подавления: 4 × 10 × 122 мм ПУ ПК-10 «Смелый»; средства радиоэлектронной борьбы ТК-25-2.
В вооружении КРВ проекта 20382 «Тигр» есть отличия: интегрированная ракетная система Club–N, боезапас ракет – 8; многоканальный ЗРК «Риф-М», боезапас ракет – 16; 100-мм АУ А-190Э; противолодочный торпедный комплекс «Пакет Э/НК» (два 324-мм четырёхтрубных ТА). Есть отличия и в радиотехническом вооружении: РЛС «Фуркэ-Э» или РЛС «Позитив-МЭ1»; гидроакустический комплекс «Заря-МЭ-03»; БИУС «Сигма-Э»; предусмотрена установка комплексов (станций) других типов по желанию заказчика.
Авиационное вооружение: ангар на один вертолёт массой до 12 т и погреб авиационного боезапаса.
Главными особенностями перспективного корвета проекта 20386 будут временно устанавливаемые образцы модульного исполнения (роботизированные комплексы оружия и автономных необитаемых систем). Так, на корабле предполагается размещать дистанционно управляемые летательные аппараты, автономные подводные аппараты и безэкипажные катера.
История строительства кораблей
Со строительства головного КРВ «Стерегущий» проекта 20380 практически началось возрождение отечественного кораблестроения: это был первый крупный кораблестроительный проект после развала Советского Союза. Корабль заложен 21 декабря 2001 г. на судостроительном заводе (СЗ) «Северная верфь» в Санкт-Петербурге. 30 июня 2006 г. началось строительство КРВ «Совершенный» этого же проекта на Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре.
Головной КРВ проекта 20385 «Гремящий» заложен 1 февраля 2012 г. на СЗ «Северная верфь». 23 августа 2021 г. началось строительство КРВ «Буйный» такого же проекта на АСЗ.
Головной КРВ проекта 20386 «Дерзкий» заложен на СЗ «Северная верфь» 28 октября 2016 г.
В целом к концу 2023 г. построены 10 КРВ проектов 20380 и 20385. В боевом составе ВМФ России находятся 10 кораблей: в составе Балтийского флота (БФ) – «Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий» и «Стойкий»; в составе Тихоокеанского флота (ТОФ) – «Совершенный», «Громкий», «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов», «Резкий» и «Гремящий»; в составе Черноморского флота (ЧФ) – «Меркурий». В постройке 9 КРВ, в том числе 1 – проекта 20386.
Строительство корветов проекта 20380
Название корабля | Заводы-строители | Заложен | Спущен на воду | Передан ВМФ | Флот | Статус |
«Стерегущий», головной | «Северная верфь» | 21 декабря 2001 г. | 16 мая 2006 г. | 28 февраля 2008 г. | БФ | в строю |
«Сообразительный», первый серийный | «Северная верфь» | 20 мая 2003 г. | 31 марта 2010 г. | 14 октября 2011 г. | БФ | в строю |
«Бойкий» | «Северная верфь» | 27 мая 2005 г. | 15 апреля 2011 г. | 16 мая 2013 г. | БФ | в строю |
«Стойкий» | «Северная верфь» | 10 ноября 2006 г. | 30 мая 2012 г. | 18 июля 2014 г. | БФ | в строю |
«Меркурий», до 15 октября 2021 г. носил название «Ретивый» | «Северная верфь» | 20 февраля 2015 г. | 12 марта 2020 г. | 13 мая 2023 г. | ЧФ | в строю |
«Строгий» | «Северная верфь» | 20 февраля 2015 г. | июнь 2019 г. | ЧФ | заводские ходовые испытания | |
«Совершенный» | Амурский СЗ | 30 июня 2006 г. | 22 мая 2015 г. | 20 июля 2017 г. | ТОФ | в строю |
«Громкий» | Амурский СЗ | 20 апреля 2012 г. | 28 июля 2017 г. | 25 декабря 2018 г. | ТОФ | в строю |
«Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов», модифицированный | Амурский СЗ | 22 июля 2015 г. | 12 сентября 2019 г. | 25 декабря 2020 г. | ТОФ | в строю |
«Резкий», модифицированный | Амурский СЗ | 1 июля 2016 г. | 1 июля 2021 г. | 14 сентября 2023 г. | ТОФ | в строю |
«Грозный», модифицированный | Амурский СЗ | 23 августа 2021 г. | 2024 г. | 2024 г. (по плану) | ТОФ | в постройке |
«Бравый», модифицированный | Амурский СЗ | 29 сентября 2021 г. | 2025 г. | 2026 г. (по плану) | ТОФ | в постройке |
Строительство корветов проекта 20385
Название корабля | Заводы-строители | Заложен | Спущен на воду | Передан ВМФ | Флот | Статус |
«Гремящий», головной | «Северная верфь» | 1 февраля 2012 г. | 30 июня 2017 г. | 29 декабря 2020 г. | ТОФ | в строю |
«Проворный» | «Северная верфь» | 25 июля 2013 г. | сентябрь 2019 г. | 2024 г. (по плану) | ТОФ | в постройке |
«Буйный» | Амурский СЗ | 23 августа 2021 г. | 2027 г. (по плану) | ТОФ | в постройке | |
«Разумный» | Амурский СЗ | 12 июня 2022 г. | 2027 г. (по плану) | ТОФ | в постройке | |
«Быстрый» | Амурский СЗ | 1 июля 2022 г. | 2028 г. (по плану) | ТОФ | в постройке | |
«Ретивый» | Амурский СЗ | 9 июня 2023 г. | ТОФ | в постройке |