Коровкин Фёдор Петрович
Коро́вкин Фёдор Петро́вич [1(14).6.1903, г. Бежецк Тверской губернии, ныне Тверская область – 1.12.1981, Москва], российский педагог, историк-методист, автор учебника по истории Древнего мира, заслуженный учитель школы РСФСР (1973).
Родился в зажиточной купеческой семье. Детство и юность провёл в Рыбинске, где учился в уездной гимназии.
Поступил на историко-археологическое отделение (в 1919–1925 факультет общественных наук) Московского университета (ныне Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова), которое окончил в 1926 г.
В 1920-е гг. сотрудник Института методов внешкольной работы, с 1930 г. методист Центральной опытно-показательной экскурсионной базы Народного комиссариата просвещения РСФСР (с 1932 Центральная детская экскурсионно-туристическая станция). Активно участвовал в разработке методики экскурсионного дела в системе воспитания школьников, сохранились тексты его лекций и краеведческих экскурсий для юных туристов, публикации в журналах «Вожатый», «Внешкольное образование».
С 1935 г. учитель истории в Москве. В 1945–1981 гг. работал в Научно-исследовательском институте содержания и методов обучения Академии педагогических наук РСФСР (АПН РСФСР, с 1966 АПН СССР). Одним из первых среди советских методистов обратился к опыту методики преподавания древней истории в русских дореволюционных и зарубежных учебниках. С 1950 г. постоянный автор журнала «Преподавание истории в школе», в 1951–1981 гг. член редакционной коллегии, заведующий методическим отделом (1951–1955). Работал также в редакционной коллегии сборника «Проблемы школьного учебника».
В начале 1950-х гг. Министерство просвещения РСФСР заявило о необходимости принципиального обновления учебников истории. В 1954 г. прошло Всероссийское совещание по содержанию учебников, на котором были выработаны основные методологические подходы к школьному историческому образованию. Коровкин обосновал систему требований к содержанию учебников и к методике раскрытия в них учебного материала, сформулировал критерии отбора содержания и, в соответствии с этими принципами, подготовил текст учебника по древней истории. Для выбора нового учебника по истории Древнего мира (для 5–6-х классов) был объявлен конкурс, на котором первое место заняли учебные тексты С. И. Ковалёва и Ф. П. Коровкина. Оба учебника были напечатаны ограниченным тиражом и в течение двух лет проходили апробацию в школах. В результате победил учебник Коровкина, уже в 1957 г. изданный массовым тиражом. В связи с переходом к всеобщему восьмилетнему образованию Центральный комитет КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О некоторых изменениях в преподавании истории в школах» (октябрь 1959), в соответствии с которым устанавливалась новая структура исторического образования, в том числе изучение истории Древнего мира предусматривалось в 5-м классе. Возникла необходимость в новых учебниках. Был объявлен открытый конкурс на создание лучшего учебника для школы (постановление Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1960). В 1961 г. учебнику Коровкина по истории Древнего мира присуждена 1-я премия. Автор совершенствовал учебник до последних лет жизни: разрабатывал схемы и иллюстрации, дополнительные материалы (книги для чтения, задания для самостоятельной работы, методические материалы для учителей, диафильмы). Новые версии учебника постоянно тестировались, Коровкин лично проводил и наблюдал уроки, собирал отзывы и замечания. В 1973 г. учебник «История Древнего мира» для 5-го класса (1971, 11-е издание) был удостоен Государственной премии СССР.
Научно-исследовательская работа Коровкина заключалась в изучении закономерностей между методической системой учебника, познавательным интересом учащихся и результатами обучения. Результаты исследования были опубликованы в работе «Вопросы научно-методического обоснования учебника истории Древнего мира в средней школе» (1960), за которую ему в 1961 г. была присвоена учёная степень кандидата педагогических наук.
Коровкин работал в Комиссии по историческому образованию Академии наук СССР и АПН РСФСР, был членом учёного методического совета при Министерстве просвещения СССР. В 1970 г. под его редакцией (совместно с Н. И. Запорожец) и при непосредственном авторском участии вышло пособие для учителей «Методика обучения истории Древнего мира и Средних веков в V–VI классах», а в 1978 г. «Методика обучения истории в средней школе» (ч. 1). К работе над пособиями он привлёк наиболее опытных учителей-практиков и коллег из других институтов.
В числе учеников и последователей Коровкина – учёные и методисты О. И. Бахтина, Е. В. Агибалова, Г. М. Донской, Н. И. Ворожейкина, А. Ю. Лазебникова.
Коровкин награждён орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За трудовую доблесть», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне в 1941–1945 гг.» (1946), медалью К. Д. Ушинского. Лауреат Государственной премии СССР (1973).