Корея. Кинематограф (до 1948)
Кинемато́граф Коре́и до 1948 г. По мнению некоторых исследователей, первый киносеанс состоялся в Сеуле 10 октября 1897 г. Американский путешественник и просветитель Бёртон Холмс был первым, кто снимал Корею и документировал некоторые культурные традиции и особенности этой страны для своих травелогов. Холмс демонстрировал эти фильмы за границей, а также представил свои работы корейской императорской семье Чосон в 1901 г. Первый кинотеатр в Корее открыт в 1903 г. на машинном складе «Хансон Чонги Хвеса» (Hansung Electric Company), в районе Тондэмун. Кинотеатр «Тансонса» открылся в Сеуле в ноябре 1907 г. До создания отечественной кинопродукции в корейских кинотеатрах демонстрировались фильмы, импортированные из Европы и США. Наиболее популярными у корейского зрителя были работы Д. У. Гриффита и Ф. Ланга.
Становление раннего корейского кино происходило в условиях японского политического господства (с 1910) и цензурного давления оккупационной администрации. Первым фильмом национального кинематографа принято считать картину «Справедливая месть» (англ. «The Righteous Revenge», кор. 의리적 구토), снятую режиссёром Ким До Саном, которая была представлена публике в 1919 г. Картина показывалась как кинодрама – живая театральная постановка на фоне фильма, проецируемого на сцену. Именно с появления этого произведения в современной Республике Корея начинается отсчёт национальной кинематографии, широко отмечавшей своё 100-летие в 2019 г. Этот фильм получил финансовую поддержку владельца театра «Тансонса» Пак Сын Пхиля, принимавшего активное участие в производстве раннего корейского кино. Пак Сын Пхиль по праву считается первым продюсером корейского кино. В 1919 г. при его поддержке был также снят документальный фильм «Сцены из жизни города Кёнсон» (Кёнсон – название Сеула во время японской оккупации). Среди первых корейских лент преобладали мелодрамы, адаптации популярных произведений классической литературы. Так, уже в 1923 г. появилась экранная версия повести «Сказания о Чхунхян» – истории о женской добродетели, самоотверженности и верности долгу, – на несколько десятилетий ставшая сюжетной парадигмой для корейских лент. В 1923 г. режиссёром Юн Бэн Намом снят первый полнометражный немой фильм – «Клятва влюблённых под луной».
Период 1926–1930 гг. называют золотой эрой корейского немого кино. Корейские киностудии в это время управлялись японцами. Торговец шляпами Ёдо Торадзо основал кинокомпанию Choson Kinema Production и дал возможность появиться новым кинокартинам. Крупнейшим мастером немого кино признан актёр и режиссёр На Ун Гю («Ариран», 1926). В его фильмах о жизни крестьян мелодраматизм фабулы сочетался с элементами социальной критики. Особенностью немого кино в Корее стало возникновение традиции бёнса, которая подразумевала участие в киносеансе чтеца-комментатора, пояснявшего экранное действие. Эта практика стала экономичной и развлекательной альтернативой переводу интертитров и позволяла больше свободы в интерпретации содержания фильмов.
В конце 1930-х гг. корейское кино переживало кризис, вызванный тотальным контролем японской администрации. Наиболее важной картиной 1930-х гг. исследователи считают фильм «Паромщик без парома» (1932, режиссёр Ли Гю Хван). В это же время появляется первый звуковой фильм – новая экранизация «Сказания о Чхунхян» (1935, режиссёр Ли Мён У), снимавшийся на корейском языке. Согласно Общему закону генерал-губернаторства № 40 от 1933 г., японцы потребовали, чтобы все иностранные фильмы, распространяемые в Корее, импортировались через Японию. Многие ведущие мастера экрана прекратили работу или эмигрировали в Шанхай, где киноиндустрия была более развита. Корея была одним из первых и важнейших центров колониального кинопроизводства Японии. Короткометражные фильмы, кинохроника и игровые полнометражные картины, финансируемые японским правительством, активно способствовали культурной ассимиляции колонизированной корейской аудитории. Для производства и распространения фильмов, продвигающих японскую культуру и обычаи, а также преимущества модернизации под властью Японии, был создан Корейский колониальный союз кинематографии. К 1942 г. колониальная администрация запретила выпуск фильмов на корейском языке.