«Контрсимфония» и «контрконсерватория» П. А. Шостаковского
«Контрсимфония» и «контрконсерватория» П. А. Шостаковского. В 1876 г. концертирующий пианист П. А. Шостаковский был приглашён преподавать в Московскую консерваторию. Вскоре после его вступления в профессорскую должность между ним и директором консерватории Н. Г. Рубинштейном возник конфликт. В 1877 г. решением Совета профессоров консерватории Шостаковскому было запрещено выступать публично, и он покинул учебное заведение. Н. А. Римский-Корсаков в своей «Летописи» говорит о Шостаковском как о «прекрасном (в то время) пианисте» и продолжает: «В чём состояли эти нелады, я в точности не знаю. По рассказам Шостаковского, поводом к ним якобы было то, что Рубинштейн не мог потерпеть возле себя пианиста, равного ему по силе, и не давал ему ходу в концерты Русского музыкального общества. В какой мере это верно – сказать нельзя» (Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. Москва, 1955. С. 123).
Невозможность преподавать в консерватории и выступать в концертах Императорского Русского музыкального общества (Рубинштейн был директором Московского отделения ИРМО и дирижёром его симфонических концертов) привела Шостаковского к идее создать собственное учебное заведение и собственную концертную организацию. Уже в 1878 г. он основал в Москве фортепианную школу при Обществе любителей музыкального и драматического искусства, которое сам же и возглавлял. После серьёзной реорганизации в 1883 г. означенное Общество стало Московским филармоническим обществом (МФО), а школа – Музыкально-драматическим училищем Московского филармонического общества, история которого блистательно продолжилась в лице ГИТИСа.
В организации концертной деятельности Шостаковский сразу же сделал ставку на известные имена. Весной 1879 г. Римский-Корсаков продирижировал двумя концертами – в Большом театре и зале Благородного собрания, – в которых Шостаковский солировал. Римский-Корсаков вспоминал: «Концерты были полны, и вещи мои имели успех... Между Шостаковским и Русским музыкальным обществом была величайшая вражда, и я, участвуя у Шостаковского, очевидно, был неприятен Московской консерватории и Московскому обществу» (Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. С. 123).
В прессе разворачивалась полемика (см.: Шабшаевич Е. М. Московское отделение Русского музыкального общества и Московское филармоническое общество: история соперничества в зеркале печати XIX века // Музыка и время. 2010. № 7. С. 11–15). А. В. Амфитеатров называл «филармонию» Шостаковского «оппозиционной дерзостью» и откровенно писал, что кончина в 1881 г. Рубинштейна способствовала Шостаковскому в деле создания «контрсимфонии» и «контрконсерватории». «Если бы Рубинштейн остался живым, Филармонии, при всей энергии Шостаковского, едва ли суждено было бы выбраться из зачаточного состояния... Но, как скоро Рубинштейна не стало, создания его расшатались и стали быстро ветшать... Симфонические собрания Русского музыкального общества, как и при Рубинштейне, строились на оркестре. Но без Рубинштейна оркестр пошёл стремительно к упадку, из которого лишь несколько лет спустя поднял его энергичный немец Макс Эрдмансдёрфер. Шостаковский свою концертную конкуренцию построил на солистах – и выиграл игру» (Амфитеатров А. В. «Симфония» и «Филармония» // За свободу! 1925. 5, 6 февраля).
П. А. Шостаковского на посту дирижёра МФО сменил В. Кес (1898–1900), затем А. И. Зилоти (1901–1902). Концертами дирижировали С. В. Рахманинов, А. Никиш, В. Менгельберг, Ф. Вейнгартнер и другие крупные музыканты. С 1901 г. МФО устраивало камерные собрания, причём с 1906 г. – с участием собственного квартета. Общество существовало до 1918 г.