Константин II (митрополит Киевский и всея Руси)
Константи́н II (ум. не ранее 1169), русский церковный деятель, митрополит Киевский и всея Руси (1166/1167 – не ранее 1169). По происхождению грек.
Поставлен в Константинополе патриархом Лукой Хрисовергом в 1166 или 1167 гг. По-видимому, прибыл в Киев после смерти и погребения киевского князя Ростислава Мстиславича, поскольку при описании погребения князя митрополит не упоминается [Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 25. 2004. С. 75, 77; см. также: Новгородская первая летопись. 1950. С. 32, 219).
Сохранилась печать (3 экземпляра), атрибутируемая Константину II. На одной её стороне имеется изображение образа Богоматери (по определению Н. П. Лихачёва в типе переходном от «Знамения» к «Печерской»), на другой греческая надпись: «Κωνσταντινους ελε[ω] Θ[εο]υ μ[ι]ροπολ[ι]της παση[ς] [Ρ]ωσιας» («Константин, Божией милостью митрополит всея Руси») (Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. Т. 1. Москва, 1970. С. 49, 175, 253). Если принять такую атрибуцию (а не относить печать ко времени управления митрополией Константина I), то Константин II стал первым митрополитом Киевским, имевшим в своём титуле слова «всея Руси». По-видимому, это было обусловлено как окончательным преодолением церковно-политического разделения 1147–1159 гг., связанного с поставлением митрополита Киевского Климента Смолятича без санкции Константинополя, так и со стремлением подчеркнуть единство русской церковной юрисдикции в противовес выдвинутой не позднее начала 1160-х гг. претензией владимирского князя Андрея Юрьевича Боголюбского на учреждение неподвластной Киеву и подчинённой Константинополю Владимирской митрополии.
Вслед за митрополитом Константином I, епископом Ростовским Леонтием II, епископом Черниговским Антонием Гречиным поддерживал строгую практику по вопросу соблюдения поста в среду и в пятницу, если на эти дни приходятся Господские праздники, а также в период от Пасхи до дня Святой Троицы (Пятидесятницы), за исключением Светлой седмицы (первая неделя после Пасхи) [Виноградов А. Ю. «Первая ересь на Руси»: русские споры 1160-х годов об отмене постов в праздничные дни / А. Ю. Виноградов, М. С. Желтов // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2018. № 3 (73). С. 118–139]. В 1168 г. запретил в служении игумена Киево-Печерского монастыря Поликарпа (также в историографии встречаются версии о заточении, лишении сана или наложении епитимии), придержавшегося сложившейся к тому времени на Руси практики отмены постов в эти дни. Помимо разногласий по вопросу о посте, причиной конфликта могли послужить неурегулированные отношения Константина II с занимавшим киевский стол в 1167–1169 гг. князем Мстиславом Изяславичем, который выступал против пребывания греков на митрополичьей кафедре и ранее оказывал поддержку Клименту Смолятичу. Разгром Киева 12–15 марта 1169 г. (в том числе, по всей видимости, и митрополичьего двора) войсками княжеской коалиции во главе со старшим сыном Андрея Боголюбского Мстиславом Андреевичем был воспринят летописцем как наказание за «митрополичю неправду» по отношению к игумену Поликарпу (ПСРЛ. Т. 1. 1997. Стб. 354).
В 1169 г. возглавил соборный суд над Феодором (Феодорцом), который, будучи не посвящённым в епископский сан, управлял Ростовской епархией и был кандидатом князя Андрея Боголюбского на роль главы самостоятельной Владимирской митрополии. Митрополит вынес более строгое наказание, чем предполагалось нормами византийского права [Виноградов А. Ю. Жизнь и смерть Феодорца Владимирского: право или расправа? / А. Ю. Виноградов, М. С. Желтов // История : электронный научно-образовательный журнал. – 2019. – № 10 (84)]: от полученных тяжких телесных увечий Феодор скончался.
После 1169 г. в источниках не упоминается.